Вы здесь

Тезисы

Секция 1. Работа в условиях внешней катастрофы. (Ведущая: И.Ю. Хамитова)

1. Барская В.О. - Семья в условиях внешней катастрофы: цели и стратегии терапии.

В качестве теоретического введения в докладе будет затронуты основные аспекты взаимодействия семейной системы в зависимости от социального контекста (особенности функционирования семейной системы в зависимости от ее социального окружения; открытые и закрытые семейные системы). В связи с этим трагические события в Беслане предлагается рассматривать как обстоятельства, способствовавшие формированию группы, объединенной общим несчастьем. В результате возникла своего рода "искусственная семья" со своей мифологией и специфическими способами коммуникации, объединяющая "естественные" семьи и навязывающая им свои правила. В докладе мы рассмотрим, как фактор причастности к общей группе оказывает воздействие на поведение и самоощущение отдельной семьи, а также на процессы, протекающие в терапии.

Будут рассмотрены такие стрессовые факторы, как ситуация захвата, вынужденное перемещение в новую среду (московские больницы). Мы будем говорить также о существенной роли фактора публичности, поскольку в данном случае индивидуальная трагедия теснейшим образом переплетается с трагедией национального масштаба. В условиях общественного резонанса, широковещательного освещения событий в СМИ и стихийной поддержки добровольцев, желающих выразить свою гражданскую позицию, люди, пережившие катастрофические события, оказываются, по сути дела, лишенными права на приватность.

Мы обсудим двойной эффект утраты права на приватность: с одной стороны, это, несомненно, усложняет процесс горевания, а с другой - позволяет сформироваться тому, что можно было бы назвать "синдромом звездности", т.е. представлениям о собственной исключительности. Этот синдром проявляется, в частности, в том, каким образом группа проводит различие между "своими" и "чужими", определяя условия принадлежности к "своим" (пример из практики) и правила взаимоотношений с "чужаками" (пример из практики).

В докладе будет обсуждено и проиллюстрировано как все это определяет особенности горевания: границы разомкнуты, возможность уединиться сведена к минимуму, нарушен контакт с естественной средой и привычным окружением (дом, семейный клан, соседи, родной город, национальные традиции и т.д.). Личное горе утрачивает индивидуальные признаки, интегрируясь в картину национального траура. Кроме того, естественное протекание горя ограничено жесткими рамками пребывания в больнице, темп поневоле форсируется, что накладывает свой отпечаток на стиль взаимодействия терапевта и пациентов.

В данных условиях претерпевает изменения и позиция терапевта. В своей работе он неизбежно сталкивается с собственными чувствами как гражданина и с необходимостью заново простраивать для себя границы своих профессиональных полномочий.

В свете вышеперечисленного мы пытаемся обрисовать подходящие случаю терапевтические стратегии и задачи. Поскольку полноценная терапевтическая работа с гореванием в данных обстоятельствах невозможна, основные задачи терапевта лежат в области информирования и научения (знакомство с механизмами горевания и способами отреагирования чувств). Терапевт по необходимости противостоит "синдрому звездности" (вопреки понятному искушению ему поддаться) и работает на восстановление связей с реальностью. Терапевт в данном случае - тот, кто обладает знанием о том, что ощущение исключительности, владеющее группой, иллюзорно и преходяще, и пациентов ждет болезненное возвращение в старое окружение. Таким образом, основные усилия терапевта будут направлены на то, чтобы подготовить пациентов к простраиванию новых отношений со старым окружением с учетом ожидаемых трудностей ("вина выживших", смена героического статуса статусом чужаков и т.п.).

2. Авалова А.Ю. - Консультирование семей в условиях стационара. Опыт работы с родителями детей, пострадавших при теракте в Беслане (РДЦКБ) и с родителями детей с онкологическими заболеваниями (НИИ ДОГ).

В своём докладе мы намеренны продемонстрировать тезис о том, что в период болезни или несчастья взрослые люди испытывают сильную потребность в других; в момент внезапной опасности или катастрофы человек почти всегда ищет близости с каким-то другим человеком, которого он знает и которому он доверяет. В таких обстоятельствах усиление поведения привязанности и регрессия считаются естественными. В своём докладе не претендуя на широкие обобщения и выводы, мы описываем опыт локальный опыт работы с жителями Беслана, пострадавшими при теракте и проходившими курс лечения в РДКБ, и сравниваем этот опыт с достаточно продолжительной работой с семьями в НИИ ДОГ, в отделении детской онкологии.

Мы опишем основные общие принципы и особенности работы в стационаре с семьями, переживающие потерю здоровья ребенка в ситуациях тяжелой болезни (онкология) и из-за последствий теракта. Будут описаны прохождение семьёй стадий горевания, а также специфика переживания этих стадий в вышеописанных ситуациях. На примере анализа клиентских случаев будут показаны сходство и отличия в переживании ПТСР в ситуациях тяжёлой болезни и утраты здоровья вследствие теракта.

В докладе будет рассмотрен вопрос о том, как социум влияет на адаптивность семьи в ситуации переживания горя: В частности мы проиллюстрируем, какое влияние оказывают СМИ на общественное мнение, и какое влияние это оказывает на переживание ПТСР у пострадавших. Сопоставляются ситуации трагедии Беслана, о которой узнал весь мир и тяжелая болезнь ребенка (факт биографии отдельной семьи). Мы рассмотрим, как хаотичная материальная поддержка является фактором усиления разобщенности пострадавших и даже в определённых случаях способствует риску "инвалидизации" людей.

Кроме того, мы опишем специфику терапевтической позиции консультанта, работающего в эмоционально насыщенной ситуации. Будут описаны способы, позволяющие избежать потери нейтральности, сохранить терапевтическую позицию и сделать работу максимально эффективной.

В докладе мы обсудим статус психолога в этих ситуациях, отношение медицинского персонала и родителей к работе психолога. В качестве иллюстрации мы анализируем собственный опыт работы: в качестве волонтера в Российской Детской Клинической больнице и штатного сотрудника в НИИ ДОГ, его влияние на формирование собственной профессиональной идентичности.

3. Микаэлян Л.Л., Фисун Е.В. - Оценка опыта работы с семьями, пострадавшими от теракта в Беслане.

Доклад посвящен оценке опыта работ с жертвами теракта в Беслане в сентябре 2004 г. Работа проходила с семьями пострадавших, находившихся на лечении в РДЦКБ. Первая психологическая помощь пострадавшим была уже оказана в Беслане и Владикавказе.

Особенности сеттинга были типичны для работы в больничных стационарах: отсутствие специального кабинета, отсутствие оплаты, зависимость продолжительности встреч от распорядка дня и наличия медицинских процедур у больного и т.д.

Отличия данной работы:

  1. Национальный масштаб трагедии, затронувший личные истории многих, в том числе и самих терапевтов. При этом значительно увеличивается вероятность потери нейтральности.
  2. Риск конфронтации с медицинским персоналом, озвучивающим распространенное мнение о необходимости скорейшего "забывания" пострадавшими травматических событий. Слезы у детей рассматривались врачами как регресс и ухудшение состояния, за которое они несли ответственность.
  3. Особенности национального менталитета и традиций наложили отпечаток на ход и приемы терапевтического взаимодействия.
  4. Различия эмоционального состояния членов семей требовали сочетания индивидуальной работы и работы с семьей в целом.
  5. Использование различных подходов и методик (системная, игровая, нарративная, рисуночная терапии).
  6. Большая, чем обычно, импровизация в методах работы.

Основные фокусы работы:

  1. Способы переживания травматического опыта.
  2. Процесс переживания утраты.
  3. Потеря чувства безопасности, доверия к миру.
  4. Возможность выстраивания перспективных планов.

Проблемы и вопросы, возникшие в ходе работы:

  1. Восстановление собственной нейтральности.
  2. Риск ретравматизации пострадавших.
  3. Столкновение с национальными традициями переживания горя.

Секция 2. Прикладные исследования в области психотерапии.(Ведущие: Е.В. Печенкова, Т.А. Свириденко)

  1. Сечко Л.В. - Психодинамические аспекты переживания женщинами гинекологической операции.

Данное исследование посвящено психологическому состоянию женщин, которые перенесли операцию удаления матки.

Обследовано 33 женщины в возрасте от 28 до 62 лет, оперированных по поводу доброкачественных опухолей матки (фибромиома). Всем женщинам произведено оперативное удаление матки - экстирпация. Обследование проведено дважды - перед оперативным вмешательством (в отделении стационара), и повторное - через 6 месяцев после операции (при приглашении на плановый осмотр). Помимо обычного психодиагностического обследования также проведен анализ биографических данных и данных клинической беседы.

Обследование включало следующие методики:

1. Опросник Бека (методика направлено на диагностику депрессии).

2. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

3. Личностный опросник Бехтеревского Института (ЛОБИ), направленный на диагностику отношения к болезни.

4. Гиссенский опросник (диагностика субъективного уровня жалоб).

5. Семантический дифференциал (диагностика самооценки по шкалам социальной оценки, силы, активности).

6. САН (Самочувствие, Активность, Настроение - методика, направленная на диагностику текущего эмоционального и функционального состояния).

Результаты и обсуждение.

В процессе формирования идентичности 36% данных женщин имели в детстве травматический опыт: сексуальный (у 3 из 33) и физический (у 9 из 33) абьюз, оставление родителями в одиночестве в раннем возрасте. В дальнейшей жизни наблюдались определенные трудности, связанные с насилием со стороны родителей.

Как минимум у 73% женщин амнестические данные свидетельствуют о неблагополучных отношениях с матерями. Этот факт может оказывать влияние на отношение с собственным "материнским органом" - маткой, и отражать факторы агрессии и к матери, и к ее функции - материнству.

Символические репрезентации собственного тела чаще связаны у обследуемых женщин с "пустыми", "опустошенными" предметами и пространствами. Это дает возможность подтвердить основную роль матки в организме и психическом мире женщины вообще - орган, отвечающий за функцию материнства, женственности, развития.

Матка имеет и другое символическое значение - активного контейнера, не только "умещающего" любовь, но и продуцирующую (как любовь, так и новую жизнь). Потеря ее символизирует и потерю творческого, созидающего начала.

Высокая тревожность как личностная черта, которая могла сформироваться в детстве, также может оказывать влияние на формирование женской идентичности (неуверенность в себе и высокая тревожность в целом может отражаться и на неуверенности в своих женских и материнских качествах.

Перед операцией у женщин отмечается снижение уровня тревоги, что можно отнести к работе защитных механизмов отрицания и вытеснения, как "мобилизацию" перед ожидаемой травмой.

Высокий уровень депрессии до, и особенно после операции, говорит о проживании горя, утраты (стадия депрессии). В стадию депрессии при проживании горя вклиниваются и эпизоды агрессии (время повторного обследования - полгода после операции, когда как депрессия, так и агрессия в проживании горя могут быть актуальны).

Отмечается снижение жизненных сил, энергии, в связи с этим увеличение жалоб на общее истощение и на потерю сексуальных интересов (как частный пример потери жизненных желаний вообще, так и ощущение утраты сексуальной привлекательности и сексуальной функции).

В зависимости от возраста утраты матки в смысловой сфере женщин выявляются дополнительные смыслы. Актуализируются различные страхи и потери: в детородном возрасте - страхи потери детородной функции и женской привлекательности, в возрасте 40-50 лет, который явился "критическим" (в нем чаще всего оперировались женщины) - страх старения, утраты креативных функций, активного социального и жизненного функционирования. В возрасте старше 50 - страх смерти, одиночества.

Среди типов отношения к болезни до операции преобладали обсессивно-фобический (как тревога перед неизвестностью, страх), а также комбинацией тревожного типа с эргопатическим (уход в деятельность, работу). После операции эти типы сменяются наиболее частым появлением сензитивного, апатического типа, комбинацией тревоги и неврастении ("раздражительной слабости"), как результат появившейся агрессии и истощения после операции.

В целом можно отметить связь между психодинамическими структурами данных пациенток, их соматической патологией и особенностями "проживания" болезни, травмы идентичности. Данные обследования позволяют также выдвинуть гипотезу о связи между психоаналитическими характеристиками развития, устройством психодинамических структур женщин с возникновением патологии в гинекологической сфере, приведшей к удалению матки.

  1. Шавеко Е.Ю. - Те, кто не помнит прошлого, обречены пережить его заново. (Влияние семейной истории на решение о прерывании беременности у женщин с множественными абортами).

В докладе представлено исследование поиска причин множественных абортов.

Исследуются несколько аспектов проблемы абортов: морально-психологический и медицинский.

Описывается постабортный синдром, формы его протекания и его влияние на последующую жизнь женщины.

Приводятся данные американских и английских исследователей причин, по которым совершается большинство абортов и приводится статистика абортов и постабортного синдрома.

Рабочие гипотезы:

  • родившие женщины, имеющие и воспитывающие детей и не делавшие абортов, а так же женщины, прибегающие к множественным прерываниям беременностей - по-разному воспринимают будущего ребенка;
  • различия в восприятии будущего ребенка связаны с детским опытом женщины и обстановкой в родительской семье;
  • на решение женщины влияет взаимоотношения и наличие эмоциональных разрывов в науклеарной и расширенной семье;
  • множественные аборты являются причиной негативных психических проявлений, посттравматической раной, что может влиять на принятие решения об аборте;
  • несформированность материнской позиции в науклеарной и расширенной семье, семейная история и наличие эмоциональных разрывов, а также влияние постабортального синдрома может оказывать существенное влияние на принятие женщины решения о множественных прерываниях беременности

В качестве методов исследования нами использовались:

  • структурированное интервью
  • метод построения семейной генограммы, исследуется генограмма женщин на протяжении трёх поколений по схеме и значимым параметрам М. Боуэна.
  • "Тест Эпитетов".
  • использование методик для диагностики посттравматического стрессового расстройства, а именно "Шкала оценки влияния травматического события (impact of Event Scale - R)", "Миссисипская шкала (гражданский вариант)", "Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory - BDI)".

Объектом исследования являются женщины, прерывавшие беременность много раз. Экспериментальная группа - женщины с множественными абортами от 3-х и более, и контрольная группа - женщины, родившие и воспитывающие детей никогда не делавшие искусственное "прерывание беременности" - аборт. Средний возраст женщин контрольной группы 22 6года, экспериментальной - 26 8 лет.

Предметом нашего исследования - психологические процессы, происходящие с женщиной.

Цель исследования - выявить психологические причины множественных абортов, и описать их влияние на жизнь женщины.

Практическая значимость нашей работы заключается в выявлении основных причин множественных абортов. На наш взгляд это поможет психологу-консультанту при работе с женщинами в кризисной ситуации, решившими сделать аборт, в анамнезе которых отмечается наличие множественных абортов. Представит более широкую картину при анализе конфликтов и переживаний женщины в индивидуальной терапии. А также для разработки коррекционных программ по преодолению совместно с женщиной комплекса негативных психических проявлений, характерных для постаборного синдрома. В том числе в психотерапевтической работе с посттравматическим стрессовым расстройством, вызванным постабортным синдромом у женщин с множественными абортами. Все выше сказанное, как нам кажется, снизит риск "незапланированных беременностей", а также возможно своевременный анализ конфликтов беременной женщины поможет ей сохранить беременность и родить живого ребенка.

  1. Ермаченкова Н.И. - Секс без обязательств - новое явление в жизни современной женщины.

Исследование посвящено феномену "секса без обязательств" в жизни современной женщины, который можно расценить как проявление у женщин стереотипа поведения, традиционно считающегося мужским. Материалы для исследования предоставлены журналисткой Татьяной Ежовой, которая провела 5 интервью с женщинами в возрасте от 20 до 25 лет. Респондентки - москвички с хорошим достатком (профессии: офис-менеджер, одна - сотрудница рекламного агентства, другая - модельного, менеджер отдела продаж, журналистка). Они ориентированы на карьеру, две респондентки одновременно с работой учатся в ВУЗах.

Анализ интервью показывает, что для респонденток характерен стиль поведения, который в обществе всегда ассоциировался с мужским:

  • профессиональная занятость, отсутствие свободного времени,
  • инициативность, назначение удобного для себя времени встречи,
  • нежелание обязательств,
  • ограничение отношений только сексом,
  • отказ обсуждать проблемы отношений.

Такой утилитарный подход к мужчине имеет 2 стороны: мужчины делятся на тех, с которыми может планироваться создание семьи или, по крайней мере, серьёзные отношения, и на тех, кто не рассматривается как возможный кандидат в супруги.

С первой категорией мужчин женщина держит высокий моральный стандарт в отношениях, не доводя дело до постели в первые же недели, и при этом получает необходимую ей сексуальную разрядку с другим мужчиной, с которым она не связывает своего будущего и может позволить себе быть такой, какая она есть.

Невольно напрашивается параллель с принятой с обществе 19-го, начала 20-го века двойной моралью мужчин: "высокоморальные" отношения с женой или невестой, и наличие проститутки или любовницы для удовлетворения сексуальных потребностей.

Данная модель межличностных отношений может строиться на различном отношении к сексу:

  1. Секс ради секса, секс как развлечение. В этом случае секс стоит в ряду с другими удовольствиями, такими, как, например, кино, ресторан, боулинг, каток, фитнес и т.п. и рассматривается как лёгкое, ни к чему не обязывающее времяпрепровождение.
  2. Бегство от одиночества, обезболивающее средство, антидепрессант. В таком качестве секс используется, чтобы отвлечься от жизненных проблем, заглушить чувство пустоты жизни, боль от расставания. Он выступает для женщины как своеобразный наркотик, позволяющий ни о чём не думать.
  3. Средство повышения самооценки. Если женщина не очень уверена в своей привлекательности, то ей периодически требуются такие заверения для поддержания самооценки. Увлечённый мужчина как никто другой подходит для этой роли.
  4. Страх близости. Представление о том, что близость обязательно сопряжена с упрёками, претензиями, потерей свободы, часто бывает у людей, имевших негативный опыт отношений. Одновременное стремление к близости и избегание ее приводит к тому, что женщина пытается найти "суррогатную" близость, не представляющую опасности.
  5. Сложность быть наедине с самим собой. Многие люди не выносят одиночества не потому, что они тоскуют о ком-то, а просто потому, что не знают, чем с собой заняться. У них может быть не развита внутренняя жизнь, или одинокий вечер может вызвать неприятные мысли о себе, о жизни. Легкий, не обременённый отношениями секс - прекрасное средство ухода от экзистенциальных вопросов жизни.
  1. Пухлов В.Г. - Анализ садомазохистских отношений на примере героев фильма Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже".

Доклад посвящен психоаналитическому разбору особенности межличностных отношений героев фильма Бернардо Бертолучи "Последнее танго в Париже".

Целью доклада является продемонстрировать, что:

  1. особенности стиля садомазохистических отношений главных героев;
  2. выявить различия между садомазохистическим расстройством характера и садомазохистической перверсией.

Анализ фильма делается на основе современных психоаналитических концепций о природе, механизмов образования и диагностических критериев садомазохистических отношений, а именно:

По ходу фильма на примере истории его главных героев показываются:

  1. Условия и пути, ведущие к образованию составляющих садизма и мазохизма в патологии героев;
  2. Особенности проявления садистических и мазохистических черт личности в их взаимодействии на примере их взаимоотношения;
  3. О существовании оборотной взаимосвязи между садистическими и мазохистическими составляющими.
  4. Наличие разноуровневой садомазохистической патологии.

В современной психоаналитической теории выделяют сексуальный и несексуальный аспект садомазохизма.

  1. Садомазохистское расстройство характера;
  2. Садомазохистская перверсия.

В докладе исследуется, с применением иллюстрационных кадров из фильма, разноуровненность психического функционирования данной патологии личности.

При садомазохистическом расстройстве характера показывается, относительная способность выражать конфликт в фантазии и справляться с ним внутрипсихически.

При садомазохистической перверсии демонстрируется вынужденность психики разыгрывать свои бессознательные фантазии в реальности, вследствие нарушения способности разрешать конфликт внутрипсихически.

В докладе, через иллюстрацию, происходит выявление того, что при садомазохистическом расстройстве характера индивид относительно способен справиться с переполняющим его аффектом, в то время, как при садомазохистической патологии индивид не может с ним справиться, и отыгрывает его на окружающих. Также при садомазохистической патологии характера индивид не навязывает насильно свои фантазии и действия кому-либо, кто не желает в них быть вовлечённым. При садомазохистической перверсии индивид абсолютно равнодушен к потребностям и желаниям другого и может насильно навязывать свои условия взаимодействия.

Секция 3. Работа с сепарационными проблемами.(Ведущие: О.В. Березкина, Е.М. Дайчик)

  1. Реутская Н. - Ребенок-инвалид в семейной системе, как фактор, осложняющий сепарационные процессы.

Доклад посвящен влиянию наличия ребенка-инвалида на сепарационные процессы в семье. На примере анализа клиентского случая предполагается показать, как уже имеющиеся в семье сепарационные проблемы усугубляются, ребенок используется для сохранения гемеостаза и препятствует переходу на следующую стадию развития системы. Не завершенная работа горя также является фактором, затрудняющим сепарацию.

Рабочие гипотезы:

  1. Рождение ребенка-инвалида, нормальная сепарация с которым не возможна, тормозит все не завершенные на этот момент сепарационные процессы в семейной системе.
  2. Не пережитая утрата делает невозможной даже ту минимальную сепарацию ребенка от матери, на которую тот способен.
  3. Сама по себе терапевтическая работа с клиенткой, имеющей ребенка- инвалида над ее личными проблемами, а не над проблемами ее взаимодействия с ребенком уже является ресурсом для ее сепарации.

В докладе предполагается обсудить:

  1. Трудность формирования запроса.
  2. Связь трудностей в отношениях мать-дочь (не пройден этап сепарации, сильные негативные чувства к матери) с трудностями в отношениях клиентки с мужчинами.
  3. Необходимость учитывать особенности личности клиентки (инфантильность, регидность) в терапевтической работе.
  4. Гипотезу о не завершенной работе горя.
  5. Возможное присутствие вторичной выгоды: рождение ребенка с проблемами дают возможность не сепарироваться от собственной матери.
  6. Возможные пути дальнейшей терапевтической работы.

В докладе дается описание терапевтического случая, на примере которого будет показана работа с сепарационными проблемами в рамках ССТ. Будет говориться о техниках, используемых в работе.

  1. Кузьмина Е.А. - Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода.

Доклад посвящен работе с сепарационными процессами в ходе длительной терапии и основывается на описании клиентского случая. Будет показано влияние незавершенной сепарации на эмоциональное состояние и поведение клиентки. Работа проводилась, главным образом, опираясь на стратегический подход, однако на определенных этапах он сочетался и с другими техниками, использующимися в системной семейной терапии.

Рабочая гипотеза: 
Отсутствие сепарации может отрицательно влиять на эмоциональное состояние. Отсутствие или незавершенная сепарация искажает восприятие и поведение человека, затрудняет доступ к ресурсам.

В докладе предполагается обсудить:

  1. Трудности, с которыми сталкивался терапевт в процессе работы, а именно в формулировании цели терапии. Чрезвычайный накал негативных и агрессивных эмоций клиентки по отношению к своим родственникам делал работу над отношениями в семье практически не возможной.
  2. Работу с чувствами клиентки, которую можно выделить в отдельный и важный этап терапии. Для работы с гневом использовались техники шкалирования, вербализации чувств, отслеживание эмоций в течении дня. Клиентка получила опыт наблюдения за своими эмоциональными и поведенческими реакциями.
  3. Определение цели терапии, как формирование границ в контексте сепарацией с матерью и, то как это влияет на терапевтическую работу.
  4. Как выявление позитивных моментов помогает изменить тотальный негативный взгляд на жизнь, обратиться к ресурсным областям и способствовать позитивным изменениям в терапии.

В докладе будет рассказано о сочетании различных техник в рамках ССТ и их использовании для решения различных терапевтических задач на разных этапах терапии.

Использовались: стратегический подход, трансгенерационный метод Боуэна, техника генограммы, терапия, направленная на решение проблем, нарративный подход.

В докладе отмечается, что супервизии за зеркалом не только помогают в выботе стратегии и тактики терапии, но и способствуют формированию профессиональной идентичности начинающего терапевта.

В докладе будет дано описание терапевтического случая и показаны положительные изменения, происходящие в результате работы с сепарационными проблемами.

  1. Дёмина К.А. - Анализ парных случаев: сепарационная практика на примере работы с ребёнком.

Доклад посвящен зависимости успешного прохождения сепарационного процесса ребёнка от психологического состояния матери. На основании анализа двух клиентских случаев будет продемонстрировано влияние на процесс сепарации общей семейной ситуации. Кроме того, мы рассмотрим, как незавершенная работа горя сказывается на взаимоотношениях матери и ребенка.

Рабочие гипотезы:

  1. Незавершённая работа горя матери влияет на её взаимоотношения с ребёнком, формирует чрезмерную привязанность к ней ребёнка.
  2. Существует взаимосвязь между семейными особенностями и особенностями переживания сепарации

 

III. В докладе предполагается обсудить:

  1. Особенности психологического состояния матери (сепарационные проблемы, выраженная депрессия на фоне второй беременности)
  2. Наличие семейной тайны и особенности её влияния на фокусируемую терапевтическую задачу.
  3. Специфика коммуникаций между родителями
  4. Своеобразие родительских ожиданий и усугубление симптоматики.
  5. Анализ семейных сценариев и их влияния на проблему.

IV. В докладе предполагается продемонстрировать обобщённые итоги диагностических процедур, таких как: расширенное интервью, терапевтическое наблюдение, генограмма.

V. Будет дано описание терапевтической работы в рамках семейного консультирования, с учётом особенностей данного случая.

VI. На основе анализа клинических случаев демонстрируются основания для благоприятных и неблагоприятных прогнозов для психотерапии. Будут показаны составляющие влияния на данный прогноз.

Секция 4. Работа с особыми категориями семей (Ведущие: О.В. Березкина, С.В. Климова)

1. Афанасьева М. - Семья и зависимость

Виды зависимостей - привычные (алкогольная, наркотическая, никотиновая) и специфические (от еды, секса, неудовлетворяющих взаимоотношений). Такие ли они разные?

Созависимость- что это? Созависимость как форма зависимости от другого и его проблем. Частый запрос на терапию: "Помогите, как мне отучить мужа от водки… Как мне справиться с зависимостью сына от наркотиков… и т.д.". Пришедшие помочь другим почти всегда не знают, что нужно лично им. Бывает ли зависимость полезной?

Нормальная зависимость. Четыре стадии протекания нормальной зависимости; задачи, решаемые на каждой из них. Период развития от 0 до 3-х лет: стадии 1-я - созависимости (6-9 мес.) и 2-я - противозависимости (18-36 мес.). Период "психологического рождения" - 3 года. Стадия 3-я - независимости (от 3-х до 6-ти лет), стадия 4-я - взаимозависимости (от 6 лет до 12 лет). Что происходит, если процесс нарушается. Развитие "ложного" Я у ребенка.

Застывшие роли во взаимодействии семьи - драматический треугольник Карпмана.

Созависимость - как способ воздействия и манипуляции в отношениях с партнером. Созависимая семья передает своим детям опыт неразрешимых проблем, который они впоследствии воспроизводят в своих супружеских отношениях. Дети алкоголиков часто пытаются в собственном браке "исправить" и "вылечить" судьбы своих отцов и матерей.

В заключении будет представлен случай из практики, который проиллюстрирует, как уже взрослому человеку трудно освободиться от "застывших" детских ролей и жить в мире со своими чувствами. Как женщина, имеющая в детстве большой опыт "войны" с родителями за их трезвость, пытается заставить бросить пить своего избранника.

1. Шавеко Е.Ю. - Крылья белого мотылька или мой путь к пониманию бессознательного (описание работы с родителями детей с онкологическими заболеваниями

Когда страх, гнев, горе и ощущение соучастия входят в терапевтический диалог, это легко может пугать и вызывать отрицание или избегание у обеих сторон. Такое взаимное избегание определенных тем или чувств, требует укреплять нашу собственную способность оставаться объективными.

В качестве иллюстрации этого тезиса в докладе представлен опыт работы, который состоялся в процессе прохождения практики в Онкологическом центре. Работа проводилась с женщиной, находящейся с ребенком, госпитализированным в детское отделение онкологического центра.

Основные темы доклада:

  1. психологическая травма матери ребенка больного раком и принципы работы на стадии протеста и сделки;
  2. сложности и чувства, с которыми пришлось столкнуться в данном практическом случае;
  3. попытка анализа себя и своей работы в рамках идентификации с профессией психолога-консульт

В докладе обсуждается работа в течение 3-х встреч c женщиной, переживающей травму. Рассматриваются психологические реакции клиентки на фазах протеста и торга (или сделки), а также происходящие в процессе работы сильнейшие переживания, содержащие опасность и сопровождающиеся шоком, страхом и беспомощностью. Отражено, как важно помочь клиенту выразить во вне трудно сдерживаемые чувства возмущения и гнева на свою судьбу. Эти сильнейшие аффекты, связанные с потерей, являлись главным фокусом встреч. Представлена динамика психологических реакций клиентки, когда она приходит к некому соглашению с реальностью в борьбе за желание продлить жизнь своего ребенка.

Доклад является попыткой поделиться своим опытом работы в рамках обучения профессии психолога-консультанта, когда, столкнувшись лицом к лицу и со своими страхами, и с сильными чувствами клиентки, приходится адаптироваться и в какой-то степени выживать в совершенно новых, иногда пугающих, условиях.

1. Арсентьева А. - Специфика работы с людьми, потерявшими близких в следствии суицида.

В докладе на примере клинического случая рассматриваются основные этапы и специфика работы с пациентом, потерявшим близкого в результате суицида.

Работа горя у близких суицидентов бывает затруднена по нескольким причинам:

  1. скорбь обременяется амбивалентными чувствами к умершему;
  2. родственники часто страдают от психической травмы, вследствие внезапности и трагичности утраты;
  3. самоубийство относится к числу социально не поощряемых форм поведения, и поэтому родственники часто оказываются в изоляции.

Основные задачи работы: интеграция и переработка травматического опыта, налаживание связей с социальным окружением, проживание всех стадий горевания и разрешение основных задач горя. 
В качестве критерия успешности терапии будет представлена динамика изменения состояния пациента.

1. Фисун Е.В., Микаэлян Л.Л. - Работа с родителями детей с особыми потребностями

Для стажеров семейной специализации была организована практика в детском саду-школе компенсирующего вида № 1709. В докладе рассматриваются особенности семей с детьми с врожденными пороками развития, цели и методы психотерапевтической работы. Также поставлен ряд вопросов возникших в процессе работы. В завершении представлены выводы, которые были сделаны в результате прохождения данной практики.

Учреждение имеет следующую структуру:

  1. Детский сад интегрированного типа, в группах которого находятся дети нормального развития, дети с ЗПР, а также дети, страдающие тяжелыми врожденными заболеваниями (синдром Дауна, аутизм и т.п.) - как правило, 1-2 человека в группе. Программа направлена на адаптацию больных детей, развитие и подготовку к школе остальных.
  2. Школа, в классах которой находятся дети от 8 до 16 лет с различными комбинированными диагнозами (синдром Дауна, ДЦП, аутизм и т.д.). Из-за тяжести заболеваний практически у всех учеников отсутствует речь, затруднена моторика, серьезно поражено мышление и интеллект. Занятия в школе направлены на максимально возможную адаптацию и развитие детей.

Особенностью данного учреждения является идеология, направленная на изменение отношения к детям с тяжелыми диагнозами как к необучаемым. Кроме того, концепция воспитания детей в детском саду включает в себя развитие терпимости к "другим", непохожим людям.

Целью практики является психотерапевтическая работа с родителями (как правило, матерями) детей, посещающих данное учреждение.

Особенности семей с детьми с врожденными пороками развития:

  1. Невозможность прохождения всех обычных стадий жизненного цикла семьи - у них всегда на руках "грудной" ребенок.
  2. Отсутствие сепарации ребенка и матери.
  3. Изолированность семей от общества. Этому могут быть разные причины:
    • негативное восприятие окружающих ("такие дети бывают только у алкоголиков и наркоманов" и т.п.);
    • невозможность в полной мере реализовывать присущие разным периодам детства мероприятия (от участия в утренниках до сдачи выпускных экзаменов);
    • необходимость у родителей посвящать большую часть времени и сил больному ребенку и др.
  4. Часто недоверчивое и/или агрессивное отношение родителей (матери) к окружающему миру.
  5. В семьях, где есть и здоровый ребенок (как правило, старший) усиление и на него родительских проекций и ожиданий.
  6. Наличие семейного мифа о героизме.
  7. Нереализованность личных планов у матерей.

Психотерапевтическая работа происходила в отсутствии запроса со стороны клиентов, по направлению психолога школы. Тем не менее, уклонения от общения со стороны матерей не было.

Определялись следующие цели работы, во многом связанные с указанными выше особенностями семей, имеющих ребенка-инвалида:

  1. Работа с актуальными состояниями и проблемами.
  2. Поиск жизненных ресурсов.
  3. Достижение возможной степени сепарации матери и ребенка

В данном случае эффективным явилось использование постклассических, конструктивистских методов работы, с фокусировкой на:

  1. поиск уникального эпизода;
  2. влияние социального контекста на жизнь этих семей;
  3. исключения из проблемнонасыщенной истории;
  4. поиск предпочитаемой идентичности.

Использование указанных методов не исключает применения положений классического системного подхода, с акцентом на:

  1. болезнь как системообразующий фактор
  2. структуру семейной системы с больным ребенком
  3. проблемы сепарации.

В ходе работы возник ряд вопросов:

  1. Цель психологической работы с родителями педагогический коллектив школы видит в "выработке всеми членами семьи единых, адекватных в данном случае принципов лечения, воспитания и обучения" (адекватность определяется специалистами школы). Это может входить противоречие с представлениями родителей о своей исключительной компетентности по отношению к детям. Поэтому в некоторых случаях рекомендации школы по воспитанию, обучению и лечению детей родителями воспринимаются враждебно. Как достичь оптимального сочетания участия школы в жизни подобных семей и сохранения родительской позиции?
  2. Не являются ли в подобных семьях процессы, признанные в "обычных" семьях дисфункциональными (например, тревога за что-то, не связанное с больным ребенком), способом адаптации, выживания?
  3. Работая в рамках нарративного подхода, как "отделить" проблему от человека?

В процессе работы возникло понимание того, что:

  1. Необходим открытый диалог между родителями и учителями/воспитателями, возможно, с участием третьей стороны (психолога, не входящего в штат школы).
  2. Эта работа может быть интересной и развивающей для психолога, если отбросить собственные представления о том, как должно быть все устроено в таких семьях.
  3. Психотерапевтическая работа приносит плоды, если родители понимают, что их мнением

1. Чалдаева Е.В. - Опыт работы с девиантным поведением подростка в рамках системной семейной психотерапии

В докладе представлен опыт работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением. Работа проводилась с опорой на концепцию системной семейной терапии о том, что носитель симптома (подросток) отражает общую семейную дисфункцию.

Особенностями работы с семьями, имеющими девиантных подростков, являются:

  1. Отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями. Часто ребенка приводят родители, желающие в нем что-то изменить, в то время как он часто даже не знает, куда и зачем его привели.
  2. Идентифицированным пациентом чаще всего является подросток, и родители видят причину существующих проблем в ребенке, в то время, как семья является целостной системой и нарушения поведения подростка демонстрируют дисфункцию всей семьи.

Основные фокусы работы:

  1. Вычленение семейных паттернов взаимодействия и их влияние на симптом.
  2. Работа с симптомом в семейном контексте.
  3. Налаживание взаимоотношений в детско-родительской подсистеме, восстановление утраченного доверия между родителем и ребенком. Переориентация ребенка на более открытое взаимодействие с родителем. Обучение способам разрешения конфликтов.

Налаживание взаимоотношений в супружеской подсистеме.

1. Есьман Н.В. - Консультирование родителей с учётом развития половых закономерностей у детей.

Причины многих нарушений детского поведения являются следствием привычных стереотипов поведения, установок и отношений, которые формируются внутри семьи. Поэтому работа с родителями представляет собой очень важный, сложный и необходимый участок деятельности школьного психолога. Важными задачами этой работы являются:

  1. создание у родителей мотивации на совместную помощь ребёнку;
  2. помощь родителю в осознании того, какие силы внутри семьи мешают нормальному развитию личности ребенка.

Работа психолога-консультанта строится с учетом:

  1. стилей семейного воспитания,
  2. индивидуальных особенностей ребенка,
  3. половозрастных закономерностей развития.

Для выявления вышеперечисленных параметров на диагностической стадии консультирования используются:

  1. проективные методики "Моя семья", "Дом - Дерево - Человек";
  2. "Опросник родительского отношения" А.Я.Варги, В.В.Столина; "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера;
  3. совместные с родителями игровые занятия, воспроизводящие различные аспекты семейных отношений.

Также, с целью получения дополнительной информации об особенностях семейного воспитания, может использоваться проективное интервью, позволяющее сделать психологический анализ биографической информации родителей. Выбор используемых методик в каждом случае индивидуален.

В процессе консультирования важно постоянно обращать внимание родителей на их ценность и роль в жизни ребёнка, показать сильные и слабые стороны индивидуальности ребёнка, помочь разработать стратегию и тактику индивидуального подхода и особо подчеркнуть требование доброжелательного и безусловного принятия ребёнка.

1. Швецова М.Н - Психологическое консультирование семей с детьми раннего возраста.

Хотя тема заявлена достаточно широко, мы в этом сообщении предполагаем ограничиться определенным кругом проблем с которыми сталкиваемся в последнее время. А именно, обращения родителей детей раннего возраста, которые активно занимаются развитием собственных малышей, прибегая к услугам разного рода клубов раннего развития, либо самостоятельно изучая новые и не совсем новые психологические методики.

Рассматриваемый нами возраст специфичен - с одной стороны накоплен достаточный банк данных, позволяющих оценивать ранний возраст как наиболее сензитивный для воздействия взрослого, взрослый здесь по сути всемогущ, а ребенок абсолютно подвластен, что позволяет реализовывать самые смелые планы без протеста со стороны малыша.

Обилие ранних развивающих программ буквально толкает многих родителей включиться в гонку по воспитанию юных гениев. В тоже время, отечественными психологами ранний возраст рассматривался, в основном, как период формирования эмоционального отношения к миру, когда ребенок требует от взрослого в первую очередь любви, ласки и принятия, а информационная перегрузка рассматривается как вредная, не соответствующая возрасту. Тем не менее, востребованность со стороны родителей разного рода развивающих программ и методик, желание успеть за "созреванием мозга", веянием времени и т.д. ставит многих малышей в сложную жизненную ситуацию и провоцирует появление целого спектра эмоциональных, поведенческих проблем.

Ранний и дошкольный возраст, так сложилось, в массовом сознании воспринимаются как возраст "без проблем", сложности с точки зрения большинства родителей начинаются в школьный период. Однако, сейчас все чаще можно встретить родителей которые обращаются к психологу в связи с неспособностью ребенка адаптироваться в детском коллективе, нарушением социальных контактов, гиперактивностью и т.д. детей. Причем, что особенно интересно, на наш взгляд, достаточно часто у работников дошкольных учреждений стала встречаться формулировка "он (или она) слишком развиты для своего возраста, в детском саду не интересно".

Таким образом, можно сказать, что многие родители не справляются с проявляющимися способностями собственных детей, развивая ребенка в раннем возрасте они оказываются не готовы к результатам этого развития.

Работа с семьями здесь, как правило, строится вокруг оказания эмоциональной поддержки родителям, а нередко и предоставления информации, обучения взаимодействию с ребенком, построению семейной "программы развития", которая учитывала бы не только амбициозные цели родителей, но и интересы малыша.

 

Секция 5. Становление профессиональной идентичности психолога-консультанта. (Ведущие:И. Ю. Хамитова, С.В. Климова)

1. Фарих Е.Н. - Опыт самоисследования начинающего семейного терапевта.

Выступление содержит размышления о том, как определился мой выбор обучения семейной терапии. После окончания ИППиП я работала педагогом-психологом в детском саду и в ходе работы открыла для себя насколько необходимы знания, полученные на занятиях по системной семейной терапии. Проблемы ребенка часто предъявлялись в контексте отношений между воспитателем или педагогом и родителями, здесь работали представления о триангуляции, циркулярном интервью и нейтральной терапевтической позиции.

  1. С самого начала изучения системной семейной терапии -еще на базовых занятиях по семейной и построении своей генограммы - я оказалась под влиянием идей Боуэна по освоению и осознанию эмоционального поля собственной расширенной семьи. Определение своего места в системе помогает формированию профессионального Я, снижает реактивность по отношению к другим, понижает тревогу, уменьшает вожможность уязвимости для триангуляции. Но происходит все это небыстро и непросто, даже осознав собственную семейную роль и семейные процессы, трудно избежать "возвратов" к неполезным реакциям, ослабляющим нейтральность.
  2. К концу 3 года специализации могу сказать, что из разнообразных знаний и представлений сложилась яркая и наполненная творческим смыслом терапевтическая панорама, в основе которой системность как способ восприятия реальности. При этом изучение постмодернистских методов воспринимается как интересное и необходимое дополнение, дающее новые терапевтические возможности. Участие в тренингах позволило получить уникальный практический опыт и расширило терапевтическую идентичность. В итоге для меня специализация - обучающий курс, формирующий терапевтическое мировозрение и укрепляющий терапевтическую позицию.

1. Измайлова Г.Г. - Что мне дало обучение на специализации по системной семейной терапии

В этом докладе мне хотелось бы поделиться собственным опытом в поиске профессиональной идентичности. Еще в процессе обучения на факультете психологии в МГУ, я прошла две ступени НЛП у Ю.Б. Гиппенрейтер, первую ступень гештальта у В. Гусева, основы кинезиологии у О. Троицкой и Н. Шишковой и потом - 3 года психодрамы у Лены Лопухиной, которую я считаю своим основным учителем в психотерапии. У нее я научилась:

  1. Умению находить эмоциональный контакт с клиентом
  2. Фокусировке проблемы
  3. Умению находить и работать с наиболее энергетически заряженными у клиента темами
  4. Различным техникам работы, таким как работа со стулом, работа с игрушками, шкалой времени, семейной скульптурой и т.д.
  5. Принятию внутри себя понятия равности всех людей и через это в дальнейшем ( уже в процессе обучения ССТ ) пришла к понятию нейтральности терапевта.
  6. Способности видеть, откуда у проблемы "ноги растут". А "растут" они, как правило, из семьи.

Отсюда появилась потребность в более широком изучении семьи и семейной истории, что и привело меня на специализацию по ССТ.

Проблемно-ориентированный подход, на мой взгляд, очень естественен для советского и постсоветского менталитета и поэтому по сравнению с ним переход на системно-ориентированное мышление требует от меня гораздо больших усилий.

За время обучения системной семейной терапии у меня выработались схемы работы с клиентом, опирающиеся не на узкое фокусирование на проблемах, а на более широкое видение семьи с ее структурой, коалициями, стадиями развития, семейной историей, циркулярной логикой и т.д.

Я пришла к глубокой внутренней убежденности, что нет виноватых в нарушении отношений, и отсюда мне стало легче сохранять нейтральность.

В системе все взаимосвязано, поэтому можно работать и с одним членом семьи, но есть определенные преимущества при работе со всей семьей, или с привлечением других членов семьи по мере необходимости.

Ведущими ориентирами, полученными на семейной специализации, при работе с клиентами для меня сейчас являются:

  1. Нормализация и отсюда принятие жизни такой как она есть.
  2. Экстернализация проблемы
  3. Позитивное переформулирование
  4. Ориентация на ресурсы
  5. Выстраивание мостов от ресурсов к благоприятному будущему.
  6. Различные техники и методы работы с семьей.

Обучение методам работы у 5 ведущих семейных терапевтов г. Москвы, работающих в рамках нарративной терапии, боуэновской теории, миланской школы, терапии сфокусированной на решении, интегративной модели ( включающей в себя в том числе и бихевиоральные, психодраматические, гештальт техники ) дает возможность выбрать наиболее приемлемые для себя методы и интегрировать их. Помимо этого для меня очень важна возможность изменения своего проблемно-направленного, в общем негативно окрашенного мышления в позитивную сторону, на восприятие человека и жизни в целом не с точки зрения наличия некоего числа проблем, а с точки зрения множества существующих возможностей изменения своей жизни в желаемую сторону.

1. Катрин Т.Ю. - Поиск своего места в профессиональном сообществе

В докладе я рассказываю о поиске своего места в профессиональном сообществе после окончания института, интересе к работе с психотическими клиентами, который привел меня в Организацию "Семья и психическое здоровье". Я описываю собственные переживания тревоги, вызванные посещениями Организации и психиатрической больницы.

Далее, я отмечаю некоторые особенности медицинского подхода к лечению психических заболеваний, где вся ответственность за больного лежит на персонале больнице, касаюсь тех чувств, с которыми сталкиваются родственники больных.

Я описываю ощущение внутреннего хаоса, охватившее меня спустя некоторое время, которое послужило сигналом того, что наблюдения сложно осмыслить в одиночку и и привело к осознанию потребности создания супервизорской группы. Я рассказываю о создании локальной ISPS-группы (ISPS - это международная организация по работе с людьми, страдающими психозами и тяжелыми личностными расстройствами, в которой используется ТС-подход - модель помощи, где клиенты получают наиболее адекватную среду для адаптации; активно используются психосоциальные интервенции). Задачи, которые ставят перед собой члены группы связаны с обучением, возможным участием в международных программах, создании рабочих площадок, где помощь указанной категории клиентов будет оказываться на основе принципов Терапевтических Сообществ (ТС).

Затем в докладе кратко излагается история возникновения ТС в Англии, предтечей кот. было движение в среде секты квакеров в 18-м веке. Дается определение Терапевтического Сообщества - термина, который ввел английский психиатр Том Мэйн в 1946 году. Описывается модель ТС, где осуществляется "терапия средой", что предусматривает наличие пространства для размещения всех частей личности пациента, даже тех, которые невозможно поместить в семью или обычное общество. При этом необходимо, чтобы система вмещала в себя не только тревогу пациентов, но и тревогу персонала.

Можно перечислить такие составляющие Терапевтического сообщества, как

  1. Инсайт-ориентированное изучение как основа терапии.
  2. Персонал организации находится в ситуации непрерывного анализа, исследования и восстановления.
  3. Контакт с реальностью
  4. Искреннее общение между всеми членами Терапевтического Сообщества - персоналом и пациентами.
  5. Коммунализм - члены сообщества вместе работают над поддержанием жизни сообщества.
  6. Демократизм.

Основной задачей работы ТС является реинтеграция человека в социум и развитие его способности к адаптации. Основной задачей ТС является не само по себе излечение болезни, а предоставление жизненного пространства, пространства для развития пациента. Предоставление пациенту того, пространства, в котором он может разместитъ все части своей болезни, своей личности, которые отторгаются им самим и социумом.

В заключении доклада делается попытка отследить некоторую динамику своих переживаний за время участия в программе наблюдения за психотиками от всплеска тревоги к более реалистичному восприятию психических заболеваний, отходу от спасательской позиции и лучшему пониманию таких составляющих профессиональной этики.