Вы здесь

Тезисы III ежегодной научно-практическая конференции студентов, молодых специалистов и преподавателей «Современное психологическое консультирование и психотерапия: актуальные проблемы»

Секция 1. Краткосрочное психологическое консультирование.

(Ведущие: Манухина Н.М., Фарих Е.)

 

1. Величко Н. А. - Работа с актуальным состоянием клиентов в условиях стационара

Доклад представляет собой описание двух терапевтических случаев,

проведенных во время практики в онкологическом центре. Пациентами были

мужчина и женщина. Само психологическое консультирование происходило

раз в неделю – одна встреча с мужчиной и две – с женщиной.

В докладе представлен анализ сходств и различий структуры интервью, восприятия своей жизненной ситуации обоими клиентами, их отношения к процессу терапии, а также, как работа с одним клиентом повлияла на ход работы с другим.

В работе мной использовался психодинамический подхода и техники работы с горем, описанные многими авторами, однако в основном - по классификации Кюббле-Росс.

Мужчина находился в больнице со своим сыном. Консультация проходила в то время, когда мальчика накануне выписали после операции, и самое кризисное переживание для отца – пока мальчик был не с ним – осталось позади. Мужчина был в сильнейшем нервном напряжении, но оставался достаточно открытым и искренним. Испытывая облегчение от удачно проведенной операции и возвращения сына, мужчина одновременно был полон гнева из-за того, что накануне его просьба поговорить с психологом не была выполнена. Именно на этих состояниях, как наиболее актуальных, был сделан фокус в процессе консультации.

Другая пациентка – молодая женщина с маленькой дочкой. С ней было проведено две встречи: во время первой девочка была в реанимации, в следующий раз - уже с мамой. Во время первой встречи женщина была очень подавлена, чувствовалось сильное напряжение от переживаний за дочь. Оно выражалось в полном отстранении от переживания каких-либо чувств и поиске своей вины в случившемся. Работа с ней была

направлена на помощь в выражении чувств по поводу происходящего.

Важной составляющей процесса взаимодействия с обоими клиентами было определить, на какой стадии горевания находится клиент, и помочь им выполнить присущие этой стадии задачи, тем самым способствуя завершению данной стадии.

В докладе приводятся результаты проведенной работы, использованные в процессе ее техники и методы, а так же анализ контрпереноса в обоих случаях, и его влияние на ход работы. Среди наиболее важных методов работы можно выделить эмпатию и сочувствие, активное слушание и присоединение к клиенту, следование за его

реакциями, называние тех чувств и ощущений, которые собеседник описывал, но не осознавал, создание доверительной атмосферы, необходимой для психотерапевтического

взаимодействия.

Наиболее важным аспектом в работе с первым клиентом было остаться рядом с ним в его чувствах, выдерживать его гнев, не уходить от его темы страха смерти, одиночества, быть с ним в той теме, которая была актуальна для него в тот момент. Это позволило создать атмосферу доверия, в которой клиент смог проговорить свои

страхи, сомнения, и в тоже время увидеть эмоциональный ресурс для дальнейшей помощи сыну.

Работа с женщиной была направлена на выражение ее эмоционального состояния, на преодоления страха вербализовать свои мысли о происходящем. Многие из окружающих ее людей в то время доставляли ей сильную душевную боль, но она скрывала свои эмоции от всех, и свою сильнейшую тревогу за здоровье дочки направляла внутрь себя. Она сильно винила себя в болезни дочки и, в как бы в наказание, запрещала себе живое выражение чувств.

Самым важным в работе с ней было помочь выражать ей свое эмоциональное

состояние, доказать что ее негативные чувства имеют полное право на существование. Для этого мы говорили о ее жизни, о ее убеждениях, о важных событиях жизни, как бы возвращая ей ее личное пространство с ее переживаниями. Кроме того, важным моментом оказалось возвращать разговор в ситуацию «здесь и теперь», спрашивать ее о ее чувствах, меняющихся в процессе нашей с ней работы. Это сказалось на следующей встрече – клиентка свободнее смогла рассказывать о своих реакциях на происходящее

вокруг нее и о нашем с ней взаимодействии. Она смогла заговорить о своих планах на будущее, когда они вернутся домой, о своих желаниях и возможностях. Это было значительным позитивным итогом нашей с ней работы.

 

2. Гусарова О.И. - Применение принципов краткосрочного психологического консультирования (КПК) в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака.

При возникновении ситуаций, сложных для семьи, достаточно часто проявляется целый комплекс задач и проблем, для разрешения которых требуется профессиональная поддержка. Особенно ярко эта потребность формируется в периоды семейных кризисов, например, в случае развода супругов. В такие периоды люди обращаются за помощью к юристу, в частности, к адвокатам. Адвокаты, ведущие бракоразводные процессы и консультирующие по семейным вопросам, вольно или невольно оказывают помимо правовой и психологическую поддержку своим клиентам. Однако целью подобного психологического «сопровождения» является не выведение человека, обратившегося за помощью, или целой семьи из кризисного состояния или оказание иной психологической помощи, а, прежде всего, удержание клиента и создание психологически благоприятных условий для работы с ним.

Практически любая правовая коллизия в семье имеет в своей основе психологическую природу, которую члены семьи, обращаясь к юристам, чаще всего игнорируют или не придают ей ведущего значения. Это зачастую приводит к тому, что разрешение правовой проблемы усложняется или приводит к повторению ситуации, например, снова возникает супружеский конфликт, ведущий к разводу, но уже в последующем браке.

С целью наибольшей эффективности работы в практике семейного консультирования мне представляется целесообразным применение своих знаний и как юриста, и как психолога. Вариативность сочетаний данных направлений в семейном консультировании может быть различна и зависит от конкретного клиентского запроса. Важно прямо ставить вопрос перед клиентом, что для него важнее в данной консультации – психологическая поддержка или правовая помощь. В процессе практики возможно неоднократно переходить из одной роли в другую в рамках одной встречи. Особенно это актуально для первичной консультации, когда клиент не всегда осознает, что же для него приоритетно или когда он эмоционально перегружен, что мешает ему сосредоточиться на поиске решения своих проблем.

Переход из одной формы консультирования в другую в рамках встречи осуществляется только в том случае, когда клиент чувствует готовность к этому и тем или иным образом транслирует ее консультанту. При этом важным аспектом остается ограничение консультации по времени – временные рамки сессии приходится расширять до двух часов.

В связи с тем, что в подобном консультировании поток информации является очень объемным и разносторонним, без применения принципов КПК консультанту обойтись невозможно, так как именно это направление в консультировании позволяет помочь клиенту сформулировать актуальную проблему, сосредоточиться на ней, а также удерживать клиента во время сессии в рамках его запроса. При этом консультант одновременно и разрешает поставленную клиентом задачу за счет юридической поддержки, и, с помощью перемещения его фокуса внимания на иной структурный уровень, помогает клиенту более эффективно осознавать и оценивать свою задачу, а также двигаться в сторону ее разрешения.

Примером подобной работы может послужить обращение клиентки М. в предразводной ситуации, осложненной рядом психологических и иных проблем: у супругов есть шестилетняя дочь, которая любит отца; супруг находится в алкогольной зависимости; он желает во что бы то ни стало избежать развода; после разрыва супруги будут достаточно длительное время продолжать вместе проживать в небольшой квартире, которая является их совместно нажитым имуществом.

М. выдвинула запрос на расширенную помощь в период развода, но сделала акцент на том, что ей предпочтительнее юридическая консультация. В свою очередь, я, как консультант, предъявила М. круг своих профессиональных возможностей, как в сфере права, так и в сфере психологии.

Свою задачу психолога в рамках первой сессии я обозначила следующими аспектами: 1) эмоционально поддержать М., 2) помочь М. перейти в клиентскую позицию и увидеть долю ее ответственности в их семейной ситуации, 3) создать такое пространство на консультации, которое позволило бы М. осознать, насколько ее решение является окончательным, 4) помочь М. выявить истинные потребности в отношениях с супругом, 5) обсудить влияние актуальной ситуации на дочь М. и возможную работу с девочкой.

Собственно юридическая консультация была дана только после беседы по первым двум пунктам, и частично после двух последующих. Обозначая причины своего решения о разводе, М. выступала в роли жалобщика, указывая на то, что виновным в том, что семейные отношения в браке стали невозможны, является супруг. После перехода М. из позиции жалобщика в позицию клиента, беседа и по правовым вопросам пошла достаточно эффективно: клиентка обсуждала актуальную ситуацию с точки зрения права, не проявляя при этом эмоций, в то время как периоды сессии, выделенные консультантом для психологической работы, сопровождались сильными переживаниями М.

Клиентка пришла к выводу, что благодаря первой беседе она осознала с помощью консультанта-психолога те аспекты (в том числе и свою роль), которые, в конечном итоге, привели семейную ситуацию к разрыву, а также поняла, что психологическое консультирование поможет ей на ином уровне выстраивать отношения с бывшим мужем. Помимо этого, клиентка решила, что в дальнейшем ей будут полезны отдельные консультации психолога как индивидуально, так и совместно с дочерью.

3. Коваленко Т., Психологическое краткосрочное консультирование соматических больных.

В докладе на примере одной больной рассматриваются этапы и специфика работы с пациентом, оказавшимся в отделении острой кардиологии.

Особенности работы с этим пациентом:

- доброжелательность, разговорчивость, располагающие к плодотворной работе

- отсутствие запроса, что поначалу осложняло процесс

В ходе работы возникали вопросы, нуждавшиеся в прояснении:

- почему человек, у которого все хорошо оказался в острой кардиологии?

- что делать с переживаниями? Надо ли переживать за все и стараться решать все вопросы?

В процессе работы возникло понимание того, что:

- студенты старших курсах при профессиональной супервизии могут оказывать психологическую помощь

- психологическое консультирование в соматических больницах дает большой эффект

- опыт студентов, полученный в больнице при консультировании, определенно будет полезен при любой психотерапевтической работе

 

4. Симонова А.М., - Горотерапия. Исследование влияния на психологические состояния.

В данном докладе будут описаны первые шаги, которые предпринимаются автором для апробации метода «Горотерапия», разработанного в рамках интегративного психотерапевтического подхода.

Иногда нам кажется, что у нас отсутствует необходимый для решения проблемы потенциал. Мы можем даже не подозревать, какие колоссальные резервы скрыты в каждом из нас. Карл Роджерс отмечал, что человеческому организму присуща врожденная тенденция к росту, развитию и возможно более полной реализации своего потенциала. Он считал, что эмпатия целительна сама по себе и, создавая психологический климат, позволяющий человеку быть самим собой, мы можем полагаться на мудрость организма в самом первичном смысле.

Автором было сделано предположение, что усилить благотворное воздействие эмпатии можно воздействием на человека очень емкого фактора, который мы коротко называем «горы». Горы обладают целым рядом специфических характеристик, отличающих их от всех других средовых факторов. Многие современные психотерапевтические методики предполагают использование релаксации. Являя собой такой особый средовой фактор, горы сами по себе способны оказывать на психику релаксационное воздействие. Во многих восточных культурах, религиях, оздоровительных учениях для достижения расслабления использовались горы как релаксационный фактор. В современном мире наблюдается резкий рост темпа жизни, люди стали более подвержены воздействию различных стрессогенных факторов, которые разрушительно влияют на психику. В таких условиях релаксация приобрела особое значение.

Разрабатываемый метод психотерапии базируется на шести основных принципах:

1. воздействие специфического средового фактора «горы»;

2. психотерапевтическое воздействие, основанное на интегративном подходе;

3. эмпатия, которую Карл Роджерс относил к самым мощным терапевтическим средствам;

4. «вырывание» человека из контекста повседневных забот и проблем и погружение его в природу вдали от так называемых «благ» цивилизации;

5. специфические физические нагрузки и движение;

6. выстраивание взаимоотношений в группе людей, с помощью психолога, превращающейся в команду

Нами была выдвинута гипотеза о том, что метод горотерапии сможет благотворно повлиять на снижение степени депрессивности, снижение уровня тревожности, самочувствие, активность и настроение, а также могут произойти изменения в структуре жизненных ценностей.

Для проверки этой гипотезы в 2007 году были осуществлены две научные экспедиции: в горы Кавказа и в Алтайские горы. В исследовании приняло участие 60 человек. Испытуемые были разделены на четыре группы: две основные (которые выезжали в горы) и две контрольные (которые в этот период оставались в Москве).

Исследование проводилось по 20 параметрам:

  • - степень депрессивности оценивалась с помощью методики Бека;
  • - ситуативная и личностная тревожность - с помощью методики Спилбергера-Ханина;
  • - мотивационно-ценностная структура личности (14 параметров) изучалась с помощью морфологического теста жизненных ценностей;
  • - самочувствие, активность, настроение оценивались с помощью методики САН.

В результате применения «горотерапии» в обеих основных группах значимо снизился уровень депрессивности, ситуативной и личностной тревожности, значимо улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность.

В то же время в контрольных группах значимых изменений аналогичных характеристик не произошло.

Структура ценностных ориентаций не претерпела значимых изменений.

Карл Роджерс центральным аспектом терапевтического изменения видел реорганизацию Я-концепции. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате применения горотерапии у людей произошло изменение представлений о себе, т.е. мы можем констатировать реорганизацию Я-концепции: люди стали оценивать себя как менее тревожных, с меньшей степенью выраженности депрессивности, более активных и жизнерадостных.

Несмотря на то, что маршруты научных экспедиций были разной степени сложности и проходили в разных регионах, значимых различий между группами не выявлено.

Обработка полученных данных еще не завершена, работа над этим продолжается, однако те результаты, которые уже получены, дают основание предположить перспективность данного направления. Автор собирается продолжить работу над раскрытием потенциалов горотерапии как психотерапевтической модальности.

 

Секция 2. Работа психолога в различных социальных учереждениях.

(Ведущие: Цикина Г.А, Климова С.В..)

1. Антипова М., Геворгизова Ж. - Цели и задачи работы психолога с родителями детей больных шизофренией.

Цель доклада: Освятить особенности работы психолога с родителями детей больных психических и заболеваний. Проиллюстрировать специфику терапевтических реакций психолога на примере клинических случаев.

Тезисы:

  1. Теория двойного послания, как патология коммуникации в работе.

Бейтсон Г, Джексон Д, Хейли Д,

1.1 Структура двойного послания.

- Участники патологической коммуникации двое или более человек

Вовлеченные в интенсивное взаимодействие.

-В контексте взаимоотношений – послание имеет два утверждения взаимоисключающих друг друга, два смысла, но с разными знаками «+» и «-« . -Получатель сообщения не может выйти за рамки такой

Коммуникации, он должен реагировать, и в любом случае он

остается в проигрыше.

2.2 Пол Вацлавик с соавторами Д.Бивин и Д. Джексон внесли важную составляющую в осмыслении структурны двойного послания.

-Ситуация двойного послания - ловушка носит затяжной, хронический характер и получатель сообщения ожидает такой коммуникации в любом новом взаимодействии.

-Парадоксальное поведение носит ограничивающий характер, и это приводит к устойчивости данной модели коммуникации.

 

Вывод: парадоксальная коммуникация, устойчивая и длительная по времени,

по наблюдению клиницистов совпадает с клинической картиной

Шизофрении.

  1. Сложности работы с клиентами из этой группы вызывает противоречивые чувства и требует более тщательного и внимательного изучение данной темы. Практика в НЦПЗ – дает молодым специалистом возможность получить практический опыт работы с такой категорией клиентов под супервизией.
  2. Специфика и цель работы с родителями детей больных шизофренией.

3.1 Отслеживание реакций психолога на двойные послания в разных клинических случаях и с разной социальной адаптацией клиентов.

3.2 Способы работы психолога с данной проблемой.

- Понижение тревоги

- Выявление патологических паттернов

- Обратная связь клиенту по построению патологической коммуникации в семье.

- Социальная адаптация клиентов данной категории.

4. Реакция самой системы на вмешательство терапевта.

5. Реакция терапевта.

2. Полежаева Т.В.,-Особенности психологического консультирования девиантных подростков

Если учитывать, что возраст от 13–ти до 18-ти сам по себе – возраст кризисов, который ставит перед подростком большие требования, и характеризуется проявлением определенных симптомов, то, наверное, можно сказать, что в случае с девиантными подростками – проявления этих симптомов отклоняется от нормы в сторону гипертрофированности, большей резкости и грубости, что в результате приводит к выраженной социальной дезадаптации.

Анализ информации по подросткам, находящимся (или находившимся ранее) в СРЦ «Возрождение» для несовершеннолетних, имеющих химическую зависимость от ПАВ, позволил выявить следующее.

Собранные данные по 69-ти подросткам на данный момент позволяют выделить некоторые закономерности.

1. нарушениям поведения подростков предшествовали определенные травматические события, такие как:

А. развод родителей у 46-ти из 69-ти подростков

Б. смерть одного из родителей у 17-ти из 69-ти, если даже учесть, что у 6-ти из них смерть родителя была после развода, то у 57ми из 69-ти - была травма, связанная с потерей одного их родителей (а это 83%).

Дополнительными травмирующими событиями можно считать:

В. Новый брак (или новые отношения) у родителя, с которым остался ребенок - у 29-ти из 69-ти (42 %) детей

Г. Рождение в новой семье младшего ребенка (у 14-ти из 29-ти человек

Д. У большинства (33) конфликты с родителями, которые проявляются в виде открытого противостояния (и для них характерны уходы из дома).

Е. Родители, которые тоже употребляют ПАВ - у 20-ти из 69-ти (29 %) - небольшой процент относительно того, что можно было бы предположить….

Ж. Многодетные семьи (где они первый или второй ребенок) – у 5-ти подростков

З. Переезд из другого города – у 7-ми ребят.

 

2. Нарушения поведения проявляются в формах:

- употребление ПАВ или компьютерная зависимость - 57 человек

- уходы из дома (40 человек) - 58%

- воровство (16)

- агрессивное поведение (18)

- прогулы школы (50)

 

У 32-х ребят (а это почти половина) - уходы из дома и употребление ПАВ (одновременно )

А также другие закономерности (см. таблицу)

 

  1. Причины, по которым подростки попадают в СРЦ - прогулы школы, уходы из дома (тогда их приводят родители), некоторые стоят на учете в милиции за воровство и драки (тогда их направляют через соц. органы), часть попадает через 21-ю больницу (куда их забирают в нетрезвом виде).
  2. Если взять во внимание запросы на консультации со стороны подростков, то это в основном:

взаимоотношения с родителями

Тема обид на родителей, конфликтов с ними из-за отсутствия доверия и понимания, ощущения одиночества, заброшенности, ненужности и в то же время, надежды на улучшение взаимоотношений с ними звучит гораздо чаще, чем любая другая.

агрессивность как проблема и поведенческие запросы (как адекватно выражать злость и обиду). Это вторая по распространенности тема. И даже если подросток не попадает за драки через милицию, то многие рассказывают о драках со сверстниками и даже о том, как били родителей. 
чувство вины перед родителями.

- потеря смысла жить (нет целей, нет стремлений, нет увлечений) – все неинтересно. И уверенность в том, что долго не проживут (на вопрос, представь, каким ты будешь в 23 года, могут ответить – меня уже не будет. Я столько не проживу)

- не знание себя, не понимание себя.

Все эти темы, и чувства, которые за ними стоят – очень напоминают стадии реакции утраты по Кюблер-Росс ( и данные таблицы также подтверждают, что это могут быть не пережитые реакции утраты): Отрицание, Гнев, Сделка, Депрессия, Принятие. Причем большинство подростков «застряли» на первых двух стадиях – отрицания и гнева.

Характерным для большинства является – отсутствие интереса к самопознанию, к личностному росту, слабая мотивация к длительной работе. Возможно, потому, что в первую очередь они стремятся преодолеть кризисные ситуации в своей жизни. Но, они спешат на консультации, если происходят какие-то критические события (ссора с родителями, конфликт со сверстниками, переживания, с которыми они не могут самостоятельно справиться, или если перед ними ситуация сложного выбора).

Поэтому, в результате мы приходим к выводу о том, что для работы с ними больше подходят техники краткосрочной психотерапии и краткосрочного консультирования – терапии, направленной на решение (для поведенческих запросов), нарративных техник (на выстраивание не только истории их страданий – но и историй того, как они справлялись с этим), техники работы с травмой, системный подход и системная семейная психотерапия (при условии, что и родители готовы работать, что, к сожалению, редкость).

 

3Перфильева О., - Тогда я не могла поступить иначе…

В докладе представлен опыт работы с семьей, полученный во время прохождения практики в детском отделении Онкологического Центра.

Автор делится чувствами и размышлениями по поводу того, как события собственной жизни, свое «человеческое» не только могут, но и неизбежно влияют на работу психологом.

Обсуждаются вопросы, встающие перед каждым, кто входит в профессию и кто находится в ней: «что мое? – что клиента?»; «я психолог и я человек» - возможности и границы. Рассматриваются такие важные вопросы в работе терапевта, как вопрос осознания терапевтом того, что он делает/может делать/хочет сделать, выбора и ответственности за этот выбор.

 

4. Лохман Ю. В., - Случай Вероники

Доклад является переосмыслением опыта полученного во время прохождения практики в детском отделении Онкологического Центра, и, представляет собой художественное описание работы с женщиной, которой на вопрос: «Реанимировать вашего ребенка?» каждый раз приходилось делать выбор между ответами: «Да» и «Нет».

В работе рефлексируется тяжелое состояние женщины, переживающей травму - агрессия, вина, и, в большей мере, депрессия. Показано как женщина переживает эти стадии горя, а также рассказывается о разных видах работы, которую психолог выбирает, в зависимости от состояния, в котором в данный момент находится клиент.

Повествование поделено на 6 встреч, в течение которых и происходила сама работа. Описание встреч строится по схеме: встреча; основное событие; примененные техники/ либо основная трудность в работе в эту встречу.

В завершении представлены выводы, которые были сделаны спустя время.

Секция 3. Психологическое консультирование семьи

(Ведущие:Фисун Е.В., Микаэлян Л.Л.)

1. Афанасьева М. Катрин Т. Скороделова Н. Суханова К. - Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования.

1. Основные понятия структурной терапии

Мы расскажем о базовых положениях структурной семейной терапии, особенностях видения сложностей, предъявляемых семьей, и путей их разрешения в рамках этого метода.

2. Современный социально-культурный контекст

2.1. Исчезновение детства

Наше время в западной цивилизации считается эпохой исчезновения детства, постепенно размывается грань между взрослостью и детством.

Мы обратим внимание на то, что детство не является неизбежным и неизменным образованием. В Европе детство появляется в XVI веке. В это время:

  • Появляется ценность ребенка
  • Выделяется образ ребенка, как отличного от взрослого (одежда, изображения в искусстве, игрушки)
  • Выделяется образ взрослого человека, зрелого родителя
  • Смыслом семьи становится выращивание детей, подготовка их к зрелому существованию и функционированию в жизни (обучение детей - возникают школы с делением на классы; большое внимание оказывается воспитанию, ужесточаются детские наказания)
  • Возникает граница между взрослым и детским миром. Выделяются сферы, недоступные для детей (интимная жизнь взрослых). Появляется детская литература, детская лексика
  • Основным механизмом установления границ между детством и взрослостью стало книгопечатание, огромная роль печатного слова. Информацию, распространяемую с помощью печатной продукции, можно было дозировать, контролировать, объемом прочитанного мерить образованность, мудрость, зрелость суждений.

Наше время является эпохой информации: телевидения, Интернета, новых технологий, стремительно меняющих окружающий мир. Эти изменения размывают достигнутые в последние века границы между взрослыми и детьми: инфантилизируя взрослых с одной стороны и превращая детей во взрослых - с другой. В докладе мы показываем это, опираясь на следующие пункты:

  • Графические образы, которые характеризуют век телевидения можно расценивать как когнитивный регресс, поскольку они апеллируют не к рассудку и размышлениям, а к эмоциям и чувствам
  • В отличие от книг телевидение в меньшей степени склонно проводить различия между категориями зрителей
  • Телевидение влияет на формирование сознания взрослого, предлагая готовое решение, не давая задуматься над значением сказанного
  • Технологии меняются с такой скоростью, что преемственность поколений рушится. Молодое поколение гораздо лучше разбирается в компьютерах, чем родители, то есть дети более компетентны
  • Разрыв между поколениями увеличивается из-за качественно разных субкультур детства (дворовые компании – компании в чатах)
  • Стремительность изменений жизни не дает возможности предсказать те социальные условия, в которых будет жить следующее поколение, а значит, и представить необходимые навыки для успешного функционирования.

2.1. Особенности предъявляемой проблематики современными клиентами семейного психолога

В жалобах клиентов, обратившихся по поводу детско-родительских отношений, можно отметить часто повторяющиеся темы:

· Детям тяжело находить общий язык со сверстниками

· Сложно проходить подростковый кризис вследствие отсутствия навыков самостоятельного функционирования

· Дети проявляют сложности в установлении границ в общении (асоциальное поведение по отношению к взрослым, нецензурная лексика)

· Дети ощущают собственную некомпетентность и неуверенность, что приводит к появлению депрессивных тенденций, переживанию собственной никчемности за рамками семьи и собственного величия внутри нее

· Взрослые проявляют сложности в установлении отношений с партнером

· Взрослые страдают от постоянного чувства вины, неуверенности, собственной некомпетентности в семье, запутанности и безвыходности положения, что существенно снижает их социальную активность и уровень социального функционирования.

3. Иллюстрация вышеизложенных положений случаями из практики семейного консультирования

Мы кратко проанализируем случаи из практики докладчиков, в которых наиболее ярко представлены указанные выше сложности, обусловленные структурными изменениями в семейной системе.

4. Особенности структуры современной семьи

Мы отмечаем существенные изменения в структуре семьи, которые становятся уже скорее правилом, нежели исключением в современном мире:

  • Снижение уверенности в осуществлении родительской функции взрослыми;
  • сложности предъявления ребенку собственного авторитета со стороны родителя
  • Поиск поддержки родителя у собственных детей
  • Вытеснение супружеской подсистемы подсистемами мать – сын, отец – дочь
  • Перевернутость иерархии, решение детьми существенных вопросов внутрисемейного существования
  • Стирание границ между подсистемами, трудность прохождения стадий развития семьи и сепарационных процессов.

В заключение мы ставим вопрос: насколько эффективно использование классических положений структурной теории в консультировании семей с рассмотренной в докладе проблематикой?

2. Егорова А. Ю., - Строим мостик между мирами (случай работы с синдромом Аспергера в танцевально-двигательной терапии)

От танца к танце-терапии. В докладе представлен опыт работы с мальчиком 8 лет (назовем его Славой) с синдромом Аспергера. Работа началась в сентябре 2005 года в Детско-юношеском центре «Союз» по программе «Дом без одиночества» с преподавания танца. Данная программа предполагает работу педагогов дополнительного образования с детьми-инвалидами, находящимися на надомном обучении. Занятия проходили 2 раза в неделю по 60 минут дома у Славы. Через год модальность работы поменялась на танце-терапевтическую и стала проводиться 2 раза в неделю по 30 минут в центре, где была просторная комната с ковриками, матом, где позже появились мягкие игрушки, обручи, мячи и прочий инвентарь. К середине учебного года сессия увеличилась до 40 минут. С 2007-2008 учебного года работа проводится 1 раз в неделю по 60 минут. Через месяц Славе исполнится 11 лет.

Синдром Аспергера. Следует отличать синдром Аспергера от синдрома раннего детского аутизма (синдрома Каннера) и, тем более, от задержки психического развития (ЗПР), которая является официальным диагнозом Славы. Синдром Аспергера характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действия­ми на фоне нормального когнитивного развития и речи. Состояние встречается чаще у мальчиков (соотношение 8:1). Симпто­мы обычно сохраняются и во взрослом возрасте, однако возможна успешная социализация таких людей – приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями. В качестве теоретической части мы рассмотрим особенности данного синдрома, а также западный и российский подход к определению и классификации аутизма и синдрома Аспергера, которые до сих пор не имеют четких отличий.

Определение цели терапии, выбор стратегии. В процессе танцевальных занятий возникли следующие вопросы: как сделать так, чтобы танец и движение приносили Славе радость и удовлетворение (уговаривать и заставлять его заучивать движения было нецелесообразным); как развить с ним диалог и научиться взаимодействовать (Слава говорил, не умолкая, его трудно было понять, и он не слышал педагога, не откликался на его предложения); как научить его правилам поведения в обществе и контролю своих импульсов (главная проблема на занятиях была в том, что Слава нарушал все социальные границы и не контролировал свою агрессию до такой степени, что его игры или агрессивные выпады были небезопасны для педагога). Общая цель терапии – скорректировать поведение ребенка, адаптировать его особенное восприятие мира к жизни в социуме. Танец и движение здесь могут быть очень хорошими помощниками, так как ребенку с синдромом Аспергера очень сложно говорить о себе, своих потребностях и чувствах, вербализировать свой внутренний опыт. Но у него очень хорошо получается это передать с помощью символических действий, фантазий и игры. Основная задача – воплотить фантазии ребенка, проиграть их и продвигать, осознавая, в то же время, отличие игры от реальности.

Структура занятий. В начале терапии занятия носили мало структурированный характер; главная задача - следовать за ребенком, его потребностями, движениями, рассказами, играми – позволила установить контакт и доверие, дать выход его стереотипным, повторяющимся действиям. Каждое занятие проводится под музыку, но музыка играет часто фоном и служит неким ритуалом сессии, ее начала и конца, так как Слава не часто танцует, но много играет и говорит. Лишь только сейчас, спустя полтора года, мы вновь постепенно и по чуть-чуть возвращаемся к структуре, включая в занятия двигательную ритмичную разминку под музыку, упражнения на координацию, рисунок и т.д. На данном этапе работы можно сказать, что занятия приближаются к прохождению основных стадий: 1) двигательная разминка, 2) развитие основной темы через разговор, игру, двигательные образы, рисунок (или, например, оригами), 3) двигательное завершение с использованием ресурсных ритмичных движений (например, подскоков).

Описание процесса терапии, ее динамики. В докладе будут рассмотрены основные темы, затронутые в терапии: границы, телесный контакт, выражение агрессии, навязчивые мысли, действия, фантазии, отношения с другими. На примерах конкретных эпизодов из сессий будет рассмотрена динамика тем «границы» и «выражение агрессии», исследования этих тем особенно способствовали положительным изменениям: в результате нашей работы Слава научился лучше контролировать свои агрессивные импульсы и больше принимать правила внешнего мира.

Секция 4. Использование объектного подхода в психотерапии

(Ведущие: Корбут К.П., Куркина К.В.)

 

1. Коноплева Н.М. - Терапия с Фокусом на Переносе (ТФП)

В докладе рассматривается новый подход к лечению пограничных пациентов в рамках психоаналитической психотерапии - ТФП, разработанный Джоном Кларкиным, Франком Йомансом и Отто Кернбергом (Институт Пограничных Нарушений, медицинский колледж Вэйл, Корнель Университет, США). Данный подход основан на структурной теории личности Отто Кернберга.

В первой части доклада приводятся основные положения теории личности О.Кернберга. Кернберг считает, что центральной характеристикой психологической организации пациентов с тяжелыми личностными расстройствами является недостаток интеграции психологических структур.

С точки зрения О. Кернберга пациенты с пограничной личностной организацией (ПЛО) характеризуются диффузной идентичностью, использованием примитивных защит, хрупким тестированием реальности, затруднениями в аффективной регуляции, а также в сексуальном и агрессивном самовыражении, противоречивой системой ценностей и низким качеством взаимоотношений с другими.

Патологическая структура ПЛО состоит из недостатка интеграции примитивных позитивных (идеализированных) и негативных (преследующих) сегментов ранних объектных отношений, которые были заложены как следы памяти в раннем интенсивном аффективном опыте. Недостаток интеграции составляет синдром диффузии идентичности – в противоположность нормальной идентичности и чувству себя. Этот синдром, являющийся сердцевиной ПЛО, характеризуется отсутствием интегрированной концепции себя и интегрированной концепции значимых других. Клинически, недостаток интеграции себя и других становится явным в противоречивых, нерефлексивных, хаотичных описаниях себя и других и в невозможности интегрировать или даже осознавать эти противоречия. Недостаток интеграции имеет фундаментальное влияние на восприятие пациентом мира.

Во второй части доклада описываются основные техники, тактики и стратегии данного вида терапии с точки зрения Д.Кларкина, Ф.Йоманса и О. Кернберга.

Основными техниками, по их мнению, являются: управление технической нейтральностью, интеграция данных контрпереноса в интерпретационный процесс, установление рамки лечения, анализ переноса, интерпретации, состоящие из трех частей: прояснения, конфронтации, интерпретации.

Основными стратегиями ТФП являются: определение доминирующих объектных отношений, наблюдение и интерпретация смены пациентом ролей, наблюдение и интерпретация связи между диадами объектных отношений, развитие способности пациента переживать отношения в переносе по-другому, исследование других значимых отношений пациента в свете этих изменений.

Основными тактиками ТФП являются: заключение терапевтического контракта, определение и следование приоритетной теме в обращении с материалом, предоставляемым пациентом (мониторинг трех каналов коммуникации, следование трем принципам интервенции, поддержание иерархии приоритетов в отношении материала сессии), поддержание адекватного баланса между расширением несовместимых взглядов на реальность пациента и терапевта в подготовке к интерпретациям и установлением общих элементов разделяемой реальности, регуляция интенсивности аффективной вовлеченности.

В заключительной части нашего доклада рассказывается об опыте работы научного студенческого общества, изучающего психотерапию пограничных нарушений, и о новом методе оценки и исследования личностной патологии: структурированном интервью личностной организации, разработанным Институтом Пограничных Нарушений Личности.

 

2. Янсонене Л.А,. - Использование контрпереноса в психоаналитической психотерапии.

В начале доклада приводится обзор различных точек зрения на использование феномена контрпереноса в психоаналитической психотерапии.

1.1. В истории развития психоаналитической техники контрперенос рассматривался вначале как помеха психоаналитическому процессу и считался сопротивлением аналитика.

1.2. П. Хайманн, М. Литтл и Х. Ракер, используя концепцию проективной идентификации, рассматривают контрперенос как инструмент лучшего понимания состояний пациента.

1.3. О. Кернберг предлагает учитывать тот способ, которым пациент вызывает контрперенос в аналитике, несмотря на то, что контрпереносная реакция аналитика может иметь отношение к его, аналитика, конфликтам.

Во второй части доклада рассматриваются следующие формы контрпереноса:

- Идентификация терапевта с внутренними объектами пациента (или с Ид и Суперэго пациента).

- Идентификация терапевта с переживаниями самого пациента (или с Эго пациента).

Эти формы контрпереноса иллюстрируются клиническими случаями.

Также обсуждается польза и опасность, исходящие от контрпереноса психотерапевта.

В качестве проявления контрпереноса приводятся некоторые сны терапевта о пациентах. Анализ этих снов рассматривается как помощь в понимании происходящего в психотерапии.

В заключение на основании опыта супервизанта обозначается проблема поиска границы, с одной стороны которой находится, преимущественно, материал пациента, а с другой, преимущественно, – личный материал психотерапевта, или - что рассказывать супервизору, а что оставить для личной психотерапии? В качестве иллюстрации этого затруднения будет представлен материал одной из супервизий.

 

3. Климова О.В. - Диады объектных отношений.

В докладе предлагается рассмотреть стратегии терапии с фокусом на переносе (TFP) , разработанной Институтом личностных расстройств О.Кернберга. Стратегии TFP представляют собой долгосрочные цели психодинамической психотерапии пограничных пациентов и таки образом позволяют познакомиться с природой и сутью TFP.

Доклад будет состоять из двух частей: теоретической и клинической. В первой части будут освещены следующие вопросы:

  • Свойства пограничной организации личности. Стратегии TFP как терапии пограничных пациентов базируются на концепции внутренней, психической, организации пограничной личности. Свойства пограничной организации личности: диады объектных отношений (я- и объект-репрезентации) как структура внутреннего мира пациента, расщепление как защитный механизм, обеспечивающий структуру психической организации пограничной личности.
  • - Стратегии TFP
    1. идентификация диад объектных отношений и ролей Я и объекта внутри этих диад
    2. интерпретация ролей и их смены внутри доминирующей диады объектных отношений
    3. идентификация и интерпретация связи между диадами объектных отношений, которые защищаются друг от друга, поддерживая фрагментацию психики
    4. развитие способности пациента переживать отношения более реалистично, сбалансировано и интегрировано

Вторая часть будет представлять собой клиническую иллюстрацию использования стратегий TFP в работе с пограничным пациентом на материале из психотерапевтической практики автора.

 

Секция 5.Проблемы профессиональной идентичности психолога-консультанта

(Ведущие: Хамитова И.Ю., Малкина Н.В.)

1. Гриценко Е.В. - Поиск профессиональной идентичности и выбор темы дипломной работы

В докладе будет продемонстирован собственный опыт формирования профессиональной идентичности студента.

Первая часть доклада будет посвящена опыту самоисследования, попытке отследить динамику переживаний за время обучения и обдумывания дальнейшего профессионального становления, и, в особенности, дальнейшего выбора. Автор сделает попытку описать переход от практически дезинтегрированного калейдоскопа желаний и направлений до принятия неопределенности, как в жизни, так и в дальнейшем профессиональном выборе, переход от попытки осваивать пространство вокруг себя семимильными шагами к постепенному поступательному движению. Будет показано влияние подробного изучения некоторых теоретических положений Кернберга на путь профессионального самоопределения, одним из шагов которого является выбор темы дипломной работы. В итоге была сформулирована следующая тема дипломной работы – «Диагностика объектных отношений с помощью методики О.Кернберга «Структурированное интервью организации личности» (STIPO)». Дипломная работа будет являться пилотажным исследованием, посвященным апробации методики Отто Кернберга «Структурированное интервью организации личности» (STIPO)».

В качестве теоретического введения в докладе будут затронуты основные моменты диагностического подхода Отто Кернберга, касающиеся отпределения личностной организации индивида и, в частности, исследования идентичности с использованием Структурного Интервью Организации Личности (STIPO), разработанного группой специалистов Института Нарушения Личности, на основе психодинамической концепции личности Кернберга.

В докладе будет представлено краткое описание самой методики интервью, а также будут рассмотрены такие аспекты, как преимущество данного интервью при исследовании психической структуры личности. Также будет продемонстрировано, какие основные области функционирования личности мы можем изучать, используя эту методику. В докладе мы предложим наши взгляды на то, как практический опыт использования данной методики может помочь в освоении психоаналитической теории, особенно без достаточного клинического опыта. Мы покажем, что данное интервью можно использовать в обучающих целях не только целиком, но и по блокам. Также в докладе будут кратко описаны основные принципы проведения интервью, будут рассмотрены такие факторы, как измерения и оценка полученных результатов, а также мы обсудим вопрос о статусе и необходимой квалификации психолога для проведения данного интервью.

В заключительной части доклада будет показано, почему работа с данной методикой помогла автору справиться с тревогами, касающимися психоаналитического направления, а также помогла в формировании терапевтического мировоззрения и укрепила терапевтическую позицию именно в психоаналитическом направлении.

 

2.Восканова Х. М., - Генограмма на компьютере: обзор возможностей

Предлагается обзор нескольких существующих на рынке и используемых в практике программ для создания и хранения данных клиентской генограммы. Обычно для этого пользуются либо опцией "Диаграммы" текстового редактора, либо рисуют блок-схему в программе для создания презентаций. Если генограмма достаточно простая, а пользователь обладает развитым пространственным мышлением - такой вариант является оптимальным в случае, если на выходе требуется просто иллюстрация в электронном виде.

Часто много времени уходит на то, чтобы расположить на плоскости несколько родословных – кровные и семейные узы – как на бумаге, так и в компьютерном виде. Оптимизировать процесс можно с помощью одной из многочисленных программ для построения фамильного древа. На выходе получается "скелет" генограммы – визуализированная родословная со стандартными обозначениями для мужчин и женщин, брачных и внебрачных отношений и др., в виде чертежа. Правда, первый раз требует определенных усилий – необходимо инсталлировать программу и освоить. Этими программами можно пользоваться для создания «черновика», на основе которого в дальнейшем вручную прочерчиваются необходимые связи и пометки. К плюсам таких программ можно отнести их многочисленность: они довольно популярны и рынок ими насыщен, потому есть возможность выбора. К тому же часть этих программ бесплатна.

Но для рисования собственно генограммы на компьютере они годны лишь отчасти, так как не позволяют хранить и визуализировать эмоциональные связи и взаимоотношения в описываемых семейных системах. Специально разработанных для этого программ очень немного – они относятся к области узкоспециализированного программного обеспечения.

Если специалист или группа специалистов занимается построением генограмм постоянно – возникает необходимость не только в аккуратных исллюстрациях, но и в хранении данных генограммы и возможности экспорта данных из генограммы. Как, не перегружая чертеж и не усложняя документ списком уточнений и фактов, сохранять всю поступающую информацию об изучаемой семейной системе? Логично иметь "личную карточку", базу данных на каждого из членов, где будет указываться дата и обстоятельства рождения и смерти, профессия, личные особенности – зависимости, болезни, репутация в роду ("бунтарь", "ангел" и т.д.).

Нами были протестированы три наиболее популярных программы, используемых для рисования генограмм: GenoPro (разработка Daniel Morin из Университета Ватерлоо), Genoware (прототип этой программы написал скончавшийся в 1995 года семейный терапевт Randy Gerson, директор Atlanta College for Systemic Thinking) и WinGeno – (произведена "для себя" немецкой общественной организацией Mutabor, занимающейся социальной работой и помощью молодежи и семьям).

Все эти программы, предназначенные для психологов и социальных работников, позволяют более или менее успешно вносить в компьютер все необходимые данные, что облегчает их хранение, воспроизведение и обмен между специалистами.

Каждая использовалась для регистрации данных по одному из случаев из учебной практики, итоговое изображение включалось в отчет.

Сравнивались следующие параметры: 
- Наличие русского интерфейса и возможность использовать кириллицу 
- Наглядность получаемой в итоге графики 
- Возможности экспорта получившихся изображений в виде графических файлов 
- Стоимость

По результатам тестирования наиболее удобной можно назвать программу Genopro, хотя и у неё имеется существенный минус: экспорт самого графического изображения генограммы довольно сложен . Но в процессе работы над случаем программа очень удобна, и пробной версией с незначительными ограничениями можно пользоваться бесплатно.

 

3. Удальцова И., - В поисках «своей» парадигмы.

Поскольку программа ИППиП предполагает, что студенты практически одновременно овладевают основами и аналитической и системной семейной терапии, я, старательная и ответственная студентка, на третьем курсе вдруг обнаружила, что сижу на двух стульях и, чтобы не провалиться в серединку, нужно что-то выбирать. Но что выбрать? Все так привлекательно, и так хорошо работает… Хорошо бы сравнить эффективность! Но еще на лекциях по введению в специальность нам было внятно сказано, что таких данных нет и быть не может, как не может быть абсолютно одинаковых клиентов. Как быть? Как выбрать? В своем докладе я хотела бы поделиться собственным опытом поиска «своего» терапевтического подхода, «своей» парадигмы.

Для начала я решила попробовать все на себе и получить опыт и аналитической и системной семейной психотерапии. Ни в коем случае не подвергая сомнению психоаналитическую теорию и мастерство моего терапевта, хочу поделиться своими ощущениями. Мой клиентский опыт позволяет мне говорить о потере (в ходе аналитической терапии) и обретении (с первого сеанса ССТ) чувства собственной устойчивости, адекватности, ощущения собственной власти над своей жизнью, уверенности в том, что проблемы я могу решить сама, при этом не погружаясь в черноту, не анализируя постоянно каждое дыхание окружающих и свое, не испытывая разрушительных переживаний, не осуждая себя и, главное, не теряя собственной функциональности. Не скрою, посещала мысль, что раз меня не корежит и не выворачивает наизнанку, может быть и эффект от этой семейной терапии будет неглубоким и нестойким. Эффект оказался вполне стойким, а главное – не волшебник-психотерапевт «изменил мне ядро», а я сама научилась справляться со своей жизнью.

Но что делать с привлекательностью аналитической теории, которую я так старательно изучала? Ее красота и стройность, а главное разработанность и, как следствие, понятность не могут не завораживать. В то время как системная семейная терапия – сравнительно молода, и очень часто, думая как работать, ты получаешь больше вопросов, чем ответов. Решила я пойти на системную специализацию, и, наконец, получить все ответы и обрести долгожданную уверенность. Но все оказалось не так просто. Меня ждали новые трудности и даже иногда разочарования, а главное – новый поиск себя, своего направления уже внутри ССТ. И как подчас хотелось вернуться в теплые руки аналитической теории и, наконец, закончить все метания! После фундаментальности аналитической теории оказалось довольно трудно и «обрести легкость» системного терапевта, не углубляться во внутренний конфликт, не погружаться во тьму, а оставаться на поверхности. Вместо долгожданной уверенности часто приходило чувство обескураженности. Подчас было довольно трудно «взлететь над суетой», подняться на мета-уровень и понять, что же происходит, например, за зеркалом, куда идет терапевт, для чего сделано то или другое. Конечно, очень «согревало». что ты не один такой, а вся твоя группа, все бывшие отличники «боевой и политической» так же как и ты пока что «плавают всеми видами». Но постепенно приходит собственный опыт, приходит понимание. И когда видишь результат, сомнения постепенно уходят и начинаешь проникаться еще большей любовью к «своей» теории. В докладе будет приведен пример случая работы с социальными страхами.

В заключение, хотела бы упомянуть последнее, но не менее важное, что повлияло на мое самоопределение, а именно – если можно так сказать, «направление взгляда», к чему все-таки обращаемся в работе. Это то, что, пожалуй, явилось для меня лично наиболее существенным. При всей любви и уважении к аналитической теории, для меня это работа с прошлым, погружение в прошлое, а ССТ - взгляд вперед, это работа с будущим, это, если хотите, прямое простраивание желаемого будущего. Это требует большей активности от клиента, учит его большей собственной ответственности за самого себя и придает ему больше сил. Не все, конечно, так прямо и просто, но это мои основные ощущения, и это то, что помогло определиться и все-таки сделать свой выбор.

 

4. Тимофеева С..Галасюк И., Ананьева В., Максимова Р., - Использование зеркала Гезелла при подготовке системных семейных психотерапевтов

При подготовке системных семейных психотерапевтов широко используется наблюдение за зеркалом Гезелла. На первом году обучения слушатели имеют возможность наблюдать за работой опытных специалистов, а в последующие два года – сами представляют свои случаи для анализа супервизоров, работая за односторонним зеркалом.

Безусловно, на каждом этапе использования данной формы обучения несет свои задачи, отражая степень подготовленности молодых специалистов. Постепенно эти задачи усложняются и перерастают в цели профессиональной супервизии, которая является составной частью профессионального роста терапевта любого направления, в том числе и семейного системного психотерапевта.

В соответствии программой подготовки в Институте практической психологии и психоанализа в течение первого полугода будущие семейные психотерапевты наблюдают за работой более опытных коллег, получая, таким образом, возможность наблюдения за терапией семей, что называется, в режиме реального времени.

Что дает такой опыт самим слушателям? Именно этот вопрос оказался в центре обсуждения авторов данной статьи.

В первую очередь, по представлению авторов, наблюдение за работой опытного семейного специалиста позволяет систематизировать изученный к этому времени теоретический материал. К сожалению, современная ситуация складывается таким образом, что молодые специалисты далеко не всегда имеют возможность проводить собственные приемы. А тем более отсутствие опыта системного анализа ситуаций, не позволяет принимать семьи и, таким образом, накапливать собственный практический опыт. Дефицит последнего и восполняется в результате наблюдения за терапией семьи в условиях одностороннего зеркала.

Следующим моментом, существенно дополняющим первый тезис, является факт получения в процессе обучения реальных примеров, иллюстрирующих отдельные теоретические положения классиков системного подхода. Таких как, примеры патологических коммуникаций в наблюдаемых семьях, в частности, «двойные ловушки»; снижения уровня дифференциации от поколения к поколению, трансгенерационной передачи патологических паттернов коммуникации; функции симптома в семейной системы и т.д.

Светлана Тимофеева подробно проанализировала особенности коммуникации в семье, состоящей из матери и мальчика-инвалида. Коллега постаралась понять, как в семейную систему вписался комплементарный шизмогенез, свойственный алкогольным семьям. Терапевт делает вывод, что шизмогенез всегда сильнее своих участников. Здоровое отношение к симптому и самой системой являются комплементарными.

Обучение с помощью зеркала Гезелла позволяет понять, что в работе с семейной системой можно уходить от содержания, предъявляемого семьей, концентрируясь на процессе. То есть более эффективно оценивать паттерны коммуникации членов семьи по поводу проблемных историй, а также особенности взаимодействия, складывающейся между подсистемами «Клиент» и «Психотерапевт». Подобное фокусирование позволяет молодому терапевту легче относиться к некоторому дефициту информации, которое возникает на первых этапах работы, останавливая в неукротимом желании собрать максимум сведений о своем Клиенте. Это бывает полезно не только в плане эффективности психотерапевтического процесса, но также это дает самому терапевту основания чувствовать себя более уверенно.

Имея возможность в течение года наблюдать за работой как минимум двух мэтров отечественной системной семейной психотерапии, слушатели получают интересный опыт сравнения разных стилей работы. Примеряя замеченные различия к собственным потребностям, молодой специалист получает уникальную возможность определиться со своим будущим стилем работы, который, безусловно, будет выкристаллизовывать только в ходе последующей собственной практики. Но, тем не менее, на наш взгляд, начинающий системный психотерапевт начинает выделять отдельные, наиболее эффективные паттерны терапевтического воздействия именно при работе за зеркалом Гезелла

Отдельно стоящим, но весьма важным опытом, который могут вынести из подобной работы слушатели, является собственная рефлексия по поводу увиденного. По окончании каждого дня работы члены обучающейся группы имели возможность поделиться собственными чувствам и переживаниями, возникшими в ходе наблюдения за происходящим. Использование же так называемой рефлексивной команды можно расценивать как некий механизм включения более тонких уровней рефлексии. Виктория Ананьева поделилась с коллегами своим опытом участия в рефлексивной команде. В семье с ослабленной супружеской подсистемой у нее в ходе работы много негативных эмоций возникало в адрес мужа. Подобная потеря нейтральности может стоит терапевту отсутствия желаемых изменений в системе. И именно участие в рефлексивной команде позволило начинающему семейному терапевту вернуть себе необходимое отношение ко всем членам семьи. Этот опыт, отмечает Виктория, теперь может быть перенесен ей в реальные условия консультирования и терапии.

Одним из наиболее важных моментов, завершающих каждый отдельный этап обучения является написание отчета. Итоговая работа в каждом отдельном случае дает возможностью слушателю обобщить весь свой опыт, полученный в ходе наблюдения за терапией семьи. Как написание отчета способствует развитию навыков системного анализа случая, использования лексических и структурных инструментов системного психотерапевта явилось темой размышления Ирины Галасюк. Автор делает вывод, что уникальность подобной ситуации состоит именно в том, что при данной форме обучения не столь важен результат, который был получен. Важно то, что будущему специалисту предоставляется случай проанализировать целостный случай семейной терапии, а не фрагмента, отдельно взятого её эпизода. Даже если семья ушла из терапии, это нельзя расценивать как неудачу. Это лишь повод понять, что послужило причиной подобного развития событий.

Римма Максимова посчитала важным для себя поделиться с коллегами собственным опытом поиска профессиональной идентичности. Автор отмечает, что на первых порах ей было трудно перестроиться на системный взгляд на проблемы в семейных отношениях. В процессе наблюдения за работой семейного психотерапевта за зеркалом Римма стала выявлять связь между членами семьи, и вклад каждого в формирование трудностей в семейных отношениях, стала понятна взаимосвязь между отдельными членами системы и ее состоянием. Особо автор говорит о роли отчета в обобщении знания. Поскольку терапевт имеет опыт обучения разным методам психотерапии, ей удалось уловить схожесть отдельных эффективных техник системной семейной терапии и, например, Эриксоновского гипноза.

В заключение, Римма отмечает, что обучение ССТ помогает осознать свою роль в своей семейной системе и помогает увидеть процессы, происходящие в семье, помогает формированию профессионального Я. Но, даже осознавая все это, не просто избегать возвратов к старым реакциям, все изменения происходят постепенно.