Вы здесь

Танце-двигательная психотерапия и куклотерапия: размышления о встрече. Алена Буренкова (г.Пенза)

Любопытно, что практически всегда ваша «новорожденная» кукла окажется похожей на вас. В ее внешности «всплывут» черты вашего характера, ваш творческий потенциал. 
Г. Гаристе, психолог, куклотерапевт.

 

Человеку также трудно взглянуть на самого себя, как посмотреть назад, не поворачиваясь при этом. 
Торо (1, 37)

Кукла и куклотерапия 

Кукла родилась вместе с человеком. Ведь древнейшие амулеты первобытных людей и идолы языческих эпох, по сути, тоже не что иное, как куклы. Созданные по образу и подобию человеческому, куклы нередко «оживляются», наделяется человеческими чертами характера и страстями и, кажется, начинают жить своей собственной особой жизнью. Это таинство, которое не всегда удается разгадать человеку. Поэтому кукла – наверное, один из основных символов в жизни, которые несут в себе достаточно глубокий философский смысл. 
Кукла использовалась человеком для игры и обучения, для совершения языческих обрядов и исцеления, для защиты и поклонения. Она всегда была плодом фантазии и реальной реальностью – оберегающей, вдохновляющей, развлекающей и развивающей. 

Анализ существующих отечественных и зарубежных публикаций показал, что автора термина «куклотерапия» определить сложно, однако, известно, что сама практика лечения куклами существует достаточно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для работы с детскими неврозами, связанных с прививкой. И все же при популяризации термина «куклотерапия» и упоминании об ее эффективности в различных сферах применения, методологической основы собственно направления куклотерапии в данный момент времени не существует. 
Вот и представляется нашему взору некая лоскутная картина использования кукол в различных видах терапии и психотерапии – гештальт-терапия, семейная психотерапия, психодрама, игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т.д. 

Более того, сейчас встречается термин «куклотерапия» и в анонсах спектаклей кукольных театров (для больных и здоровых детей, для сирот и детей из семей). Кукол используют и педагоги в развивающих и коррекционных играх для детей в образовательных учреждениях дошкольного и общеобразовательного типа, в медицинских центрах с целью поддержки больных детей и т.д. И действительно, термин «куклотерапия» становится популярным и прочно входит в жизнь современного человека. 

В России на сегодняшний момент существуют различные школы, центры и организации, где основным методом воздействия является кукла – ее изготовление и взаимодействие с ней (визуальное и/или непосредственное), метод драматической психоэлевации (И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова), 

- сказочная куклотерапия (изготовление кукол-марионеток) (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), 

- «Кукла – страх» как метод работы со страхом (гештальт-терапия) (Н.Кедрова), 

- имиджевые куклы (Доктор Балу (Д.Гнездилов), А.И.Сорокина), 

- платковые куклы, пальчиковые куклы «Набор эмоций» (А.Татаринцева), 

- плоская кукла как метод работы со страхом (используется в арт-терапии), 

- «Доктор-Кукла» как метод психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимися в больнице и в хосписе (А.Греф), 

- естественная школа как метод знакомства с традиционной куклой (А. Греф, Е. Слонимская), 

- куклартина (кукольная картина - объемная открывающаяся конструкция типа ящика, передняя сторона которой украшена рамкой, внутри, на заднем плане – живописное полотно, фотография или коллаж, например, интерьер, а на переднем – самодельные куклы, вписанные в этот интерьер) (московская арт-группа «Пси-арт»). 

И, конечно же, это далеко не исчерпывающий список существующих методов и методик использования кукол в педагогике, психологии, коррекционной педагогике и психологии, психотерапии и терапии. 

Поэтому важно, на мой взгляд, понимать цель использования кукол в различных видах помогающих отношений, а также различать особенности терапевтического и развивающего воздействия кукол. 

Кукла и танце-двигательная психотерапия 

Мой интерес исследований лежит в пространстве взаимодействий одного из самых таинственных символов человеческой жизнедеятельности – куклы, и одного из древнейших ритуалов – танца. Танец и кукла вместе обладают «магической» возможностью превращения и перевоплощения. Ведь, обращаясь к истокам развития кукольного движения, мы оказываемся в так называемых балаганчиках, где с помощью кукол разыгрывались спектакли на злобу дня, где куклы переживали, развлекались, пели, танцевали, и публика вместе с ними. Где куклы говорили о том сокровенном, что умалчивалось людьми в обыденной жизни. 

Психологический аспект взаимодействия куклы и «хозяина» куклы раскрывает теория компенсации К.Г.Юнга, согласно которой «бессознательное, либо дополняя, либо компенсируя сознание, всегда стремится к сбалансированности» [1,30]. Кукла, созданная человеком, является символической проекцией его состояния и его личностных особенностей и межличностных взаимодействий. Символ же является в свою очередь проекцией бессознательного и «всегда действует как компенсирующий или комплиментарный элемент по отношению к сознательной области психики в конкретный момент жизни. … Вытесненный аспект жизни старается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом, проявляющимся в сновидении, в фантазии или рисунке, тем самым стимулируя изменение в сознании»[1,31]. Таким образом, кукла может играть как компенсирующую роль в обучении и терапии, так и комплиментарную роль. 

В детстве каждый раз, засыпая, я проводила «исследование» - запоминала в каких позах и на каких местах сидят, лежат мои игрушки, т.к. я искренне верила в то, что как только я засну, мир игрушек начинает двигаться и жить собственной жизнью. Эта магия «оживления» на мой взгляд, является одним из самых действенных механизмов в терапии, потому что и в терапии происходит своеобразное оживление «замерших» сторон психической деятельности. 

Кукла в руках мастера оживает. Двигая собственную куклу или наблюдая за ее движением, человек как будто также совершает подобные движения. В этом и состоит, на мой взгляд, один из важных терапевтических эффектов. 

Танце-двигательная психотерапия непосредственно исследует качество движения и ощущения и эмоции, стоящие за ним. К. Хендрикс указывала на существование 3 основных областей работы в танце-двигательной психотерапии. Это тело и его движения, межличностные отношения и самосознание. И целями, соответственно, первой области являются активация тела и развитие его возможностей, второй области - установление базового уровня коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия, третьей - развитие Я-концепции и повышение самооценки через осознание собственного телесного опыта в движении [2]. 

Взаимодействуя с куклой, человек включает действие собственного тела; руководя движениями куклы, он взаимодействует с ней на кинестетическом, эмоциональном и межличностном уровнях. Он двигает ее и двигается сам, изменяя интонации и тембр голоса во время разговора с ней и во время текста за неё. Следовательно, максимальное включение в игру позволяет человеку дифференцировать собственные состояния и «состояния» куклы. 

Через проективные механизмы человек, таким образом, обретает контакт с собственным телом, обучается проявлять и контролировать собственные эмоции, осознавать неосознаваемое, и получать доступ к вытесненным аспектам жизни. 

Танце-двигатетельная психотерапия расширяет возможности взаимодействия с куклой и, соответственно, усиливает терапевтический эффект. Благодаря использованию основных ее техник: зеркало, усиление, развитие темы в действие, - во взаимодействии с куклой, достижимыми в достаточно короткий срок становятся диагностические и прогностические задачи психотерапии. 

Приводя куклу в действие, «кукловод» удерживая основной акцент на движении куклы, движется сам, повторяя ее движения, более того, в этот момент взаимодействия рождается эмоциональный отклик у «кукловода» и он может говорить и чувствовать от имени куклы. И таким образом, тема переживаний «кукловода» оживает в действиях куклы. Усиление амплитуды движения куклы рождает вовне переживания «кукловода», и, так же как и в собственном танце, возникает «история, рассказанная телом». 
Термин «куклотерапия» в буквальном смысле читается как «лечение с помощью кукол». Мир кукол многообразен. И возможности взаимодействовать с ними – тоже. На мой взгляд, существует, по крайней мере, четыре таких способа:

  • воображаемая кукла – кукла, которая живет в нашем сознании в каче-стве образа и может быть воплощена в реальность (например, в рисунке);
  • реальная кукла – кукла, созданная человеком вообще, или руками автора;
  • «живая» воображаемая кукла – кукла, образ которой оживает с помощью движений автора без реального ее воплощения (автор как будто становится куклой, т.н. проигрывание образа воображаемой куклы);
  • «живая» реальная кукла – кукла, существующая в реальном воплощении, и оживающая с помощью движений тела «кукловода».

Все эти «виды» кукол в синтезе с танце-двигательной психотерапией, вероятно, будут давать разный эффект, что, несомненно, требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований. Я нахожусь еще в начале исследования возможностей использования куклы (реальной и визуального образа) в психологии образования и психотерапии, и у меня на данный момент времени возникает больше вопросов, чем найдено ответов. Скорее всего, существует достаточный опыт в мировой практике образования, коррекции и психотерапии мне пока не знакомый, однако при первых же попытках соединения куклы и танца как движения мною были получены интересные диагностические и психотерапевтические результаты. 

Этюд о кукле и танце. 

При изучении субъективности установления контакта в рамках курса «Психологическое консультирование» мною была реализована мысль о соединении символического образа куклы и движения. 

Итак, студентам предлагалось придумать образ куклы и способ ее движения в зависимости от особенностей куклы. Меня поразило многообразие кукол, возникших в качестве образов у участников групп – от фарфоровых монолитных до плоских резиновых. Всего в этой зарисовке участвовало 4 группы (45 человек), и удивительно, что образы кукол и их способы движения не повторялись. 

Сам процесс эмпирического исследования состоял из следующих этапов: 

1. Группа делилась на пары. Один партнер играл роль кукловода, другой – роль собственной куклы. «Кукла» сообщала кукловоду о том, какая она и как она движется. После взаимодействия партеры менялись ролями – другой кукловод водил другую куклу. Акцент внимания кукловода и куклы находился в исследовании качеств собственных движений и движений во взаимодействии. 

2. После парного опыта студенты схематически зарисовывали образ собственной куклы, некоторые давали ей Имя. 

3. Далее проводилась парная и групповая рефлексия на тему особенностей образов кукол и движения из образа куклы, эмоциональных переживаний и взаимодействия куклы и кукловода, соотнесение полученного опыта переживаний с существующей реальностью. 

4. Оставаясь в тех же парах, партнеры обменивались рисунками и рассказывали друг другу о своих куклах, знакомя их с особенностями движения. Партнеры менялись образами, и теперь один партнер играл роль куклы Другого, а второй партнер становился кукловодом «собственной куклы». Затем они менялись ролями. 

5. Завершалось все парной и групповой рефлексией о том, что изменилось в восприятии собственной куклы и ее движений – управления ее движениями. И также осуществлялся поиск проекций на существующие актуальные состояния участников исследования. 

Обратная связь о проведенном процессе и полученном эмпирическом опыте показала, что произошла в целом трансформация в понимании особенностей собственного взаимодействия с собой и с другими. Студенты далее самостоятельно прорисовывали и изменяли первичный схематически обозначенный образ, разотождествляясь с образом куклы и, осознавая, что это есть лишь некий символ, позволяющий понять собственные особенности взаимодействия с окружающим миром в сложившейся на данный момент актуальной ситуации. Более того, групповая рефлексия по окончанию курса «Психологическое консультирование» показала, что взаимодействие с куклой (вернее с ее образом) было одним из ключевых моментов в движении к себе и понимании собственных особенностей построения контакта, как с собой, так и с другими. 

Анализ проведенного эмпирического опыта показывает, на мой взгляд, наличие точек соприкосновения куклы и танца, а также указывает на возможности дальнейшего исследования психотерапевтического эффекта этого взаимодействия. 

Литература: 
1. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Пер. с англ. – СПб.: Деметра, 2003. 
2. Хендрикс К. // Сборник Танцевально-двигательная терапии: Пер. с англ. Би-рюковой И.В. – М., 1994.

Буренкова Елена (Алена) Валентиновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, практический психолог, специализирующийся в области танцевально-двигательной терапии и арт-терапии. Член Совета Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Член Федерации Психологов Образования России (руководитель пресс-службы Пензенского регионального отделения ФПО). Руководитель научной работы факультета психологии ПГПУ. 

Приглашенный преподаватель Самарского государственного педагогического университета, Института дополнительного образования Югорского Государственного Университета (г.Ханты-Мансийск).