Вы здесь

Работа с движением в процессуальной терапии. Горнева Ольга (Москва)

«…каждое тело уникально, и полностью стать хозяином своего тела, быть тем, что вы чувствуете в своем теле — ваша работа в этом мире». 
(А. Минделл).

Мне хочется уделить внимание подходу процессуальной терапии к работе с движением, т.к., на мой взгляд, он аналогичен таковому в танце-двигательной терапии. 

Арни Минделл, основатель процессуальной терапии, называет движение мостом между внутренним и внешним опытом, и считает, что индивидуальность наиболее очевидно обнаруживается в движениях человека. 

Психологическая работа превращается в искусство, когда терапевт обращает внимание на спонтанные, незаконченные, навязчивые, непостижимые движения и помогает клиенту осознать послание, которое они несут. 

Данные техники используются при работе с движением, как во время клиентской сессии, так и в самостоятельной работе для личностного развития. Выбор техники зависит от процесса клиента и предпочтений терапевта. 

1. Ограничение движения. Давая легкое сопротивление движению клиента, терапевт помогает ему почувствовать и осознать импульс или силу, которые инициируют движение. 
При использовании данной техники важно соотносить свою силу с силой клиента, чтобы не подавить сам импульс. 

2. Усиление. Попросить клиента усилить движение в пространстве, по качеству или во времени. 

3. Глобализация движения. Попросить клиента включить в движение другие части тела. Также полезно производить движение не только всем телом, но и разумом, т.е. мыслить соответственно характеру данного типа движения. 

4. Замедление движения. Попросить человека максимально замедлить движение. 

5. Создание произведения искусства. Некоторые импульсы и энергии просто нуждаются в том, чтобы их выражали и проживали. И возможно не только ради индивидуальной, но и ради коллективной целостности. 

6. Присоединение. Когда вы, как терапевт присоединяетесь к движению клиента, помните, что необходимо сохранять осознание и следить за обратной связью человека, с которым вы работаете. 

7. Доступ вслепую. «Не могли бы вы поделать это еще?» Терапевт произнося данную фразу, не знает, что означает «это», но клиент действует согласно своим переживаниям и пониманию. 

8. Запрещение. Запрещение движения способно выступить провокацией, усилить саму потребность двигаться и способствовать осознанию импульса, стоящего за движением. С другой стороны, если клиент работает с проблематикой границ, сепарации, самоутверждения и находится в состоянии внутренней борьбы, он может отнестись к данному предложению как к вызову и продолжать двигаться, бросая вызов некой фигуре, наделенной властью и тем самым освещая эту скрытую фигуру. 

9. Oтражение (зеркало). Отзеркаливая движения клиента, важно быть внимательным и не добавлять к своему движению мимику. 

10. Сенсорно-обоснованное комментирование. Иногда вербальная обратная связь наблюдателя способна стать важной дополнительной информацией для повышения осознанности клиента. Например, «я вижу, что ты прикасаешься к своему колену. Я замечаю, что твоя голова наклонена влево». 
Будьте точны и нейтральны. 

11. Разговор с частью тела. Поговорите с движущейся частью тела, как будто у нее есть отдельная и мудрая идентичность и попросите ее направлять вас. Например, движущимся рукам можно сказать: «Я знаю, что вы, руки, очень мудрые и знаете, что именно нужно сейчас делать. Пожалуйста, покажите нам». 
Если вы застряли в каком-то моменте, вернитесь, пожалуйста, назад, туда, где в последний раз было много энергии.

Статья написана по материалам семинара «Работа с движением в процессуальной терапии». Семинар проходил в сентябре 2001г. В Москве и проводился представителями института Миделла в Портленде.

Горнева Ольга Алексеевна - врач, психолог, сертифицированный специалист по процессуальной терапии (институт Минделла), владеет методами телесно-ориентировнной и арт-терапии, ведущая женских тренингов и групп.

Выпускница первой в России международной Обучающей программы по танцевально-двигательной терапии под руководством И.В.Бирюковой (1995-1999г.).