Вы здесь

Задачи научной работы

Научная работа является одним из важных видов деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов Института. Проведение научной работы в вузе позволяет совершенствовать учебно-образовательный процесс на основе фундаментальных и прикладных исследований по существующим направлениям подготовки и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий. Научная работа в Институте Практической Психологии и Психоанализа организована и проводится в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми актами Федеральных органов управления образования и Уставом ИППиП.

Задачи научно-исследовательской работы

Основные задачи научно-исследовательской работы (НИР), осуществляемой в НОЧУ ВПО «ИППиП»:

  • проведение актуальных научных исследований;
  • обогащение учебного процесса результатами новейших научных исследований;
  • практическое ознакомление студентов и профессорско-преподавательского состава вуза с постановкой научных исследований и привлечение их к выполнению научно-исследовательских работ;
  • повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;
  • подготовка научно-педагогических кадров;
  • написание и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;
  • рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;
  • редактирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;
  • информационное обеспечение библиотеки вуза;
  • сотрудничество с научными изданиями страны.

Основные направления научно-исследовательской работы

1. Изучение эффективности психотерапии, прежде всего, психоаналитической.

Разработчиками этого направления являются Печенкова Е.В. к.п.н.,психолог, руководитель кафедры академической психологии. Рожанская О.Ю. психолог, преподаватель психотерапии кафедры психоанализа.

Научная работа в этой области предполагает, с одной стороны, поиск эмпирического обоснования психологических методов лечения, т.е. изучение того, какие техники являются эффективными для каких категорий пациентов; с другой стороны, проводится исследование механизмов изменений, т.е. изучение вопроса о том, как психотерапия в целом и различные ее разновидности в частности достигают позитивного эффекта.

Результаты исследований и практические применения результатов отражены в публикациях и ежегодных выступлениях на конференциях ИППиП (2011, 2012, 2013 гг см. ежегодные конференции ИППиП.). (список публикаций см. в списке персоналий преподавателей ИППиП).

2. Психологическая помощь в условиях стационара семьям с детьми, страдающими онкологическимизаболеваниями. Модель психолого-психотерапевтического сопровождения детей с онкозаболеваниями.

Разработчиками этого направления являются преподаватели кафедры системной семейной психотерапии Климова С.В., психолог, член Общества Семейных консультантов и Психотерапевтов Европейской Ассоциации Психотерапии. Руководитель практики ИППиП.

Микаэлян Л.Л., психолог, член Общества Семейных консультантов и Психотерапевтов Европейской Ассоциации Психотерапии

Фарих Е.Н., психолог, член Общества Семейных консультантов и Психотерапевтов Европейской Ассоциации Психотерапии

Фисун Елена Викторовна, психолог, член Общества Семейных консультантов и Психотерапевтов Европейской Ассоциации Психотерапии.(список публикаций см. по фамилиям преподавателей).

В последние годы вопросы о психоэмоциональном состоянии онкологических больных и их близких становятся особенно актуальны, поскольку, с одной стороны, количество случаев онкозаболеваний увеличивается, а с другой стороны, успехи онкологической науки увеличивают количество случаев излечения и продолжительность жизни тяжелых онкологических больных.

Злокачественные опухоли, или рак – заболевание, которое несет в себе мощную стрессовую нагрузку. Эта исключительная тяжесть объясняется тем, что для большинства пациентов и их родственников слово «рак» является прямым синонимом обреченности, своего рода смертным приговором.

Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике является проблема реакции личности на болезнь. От того, как больной относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.

Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания, у многих больных вызывают хронический психологический стресс. Их волнуют мысли о том, как будет проходить болезнь, и насколько она опасна для жизни, поскольку среди людей бытует ошибочное мнение, что рак — болезнь неизлечимая. Сопутствующие психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность или депрессия могут усугубить течение болезни. Согласно имеющимся в литературе сведениям о влиянии психологического стресса на онкологических больных, не только течение заболевания, но и социально-психологическая реабилитация больного, возвращение его к активной полноценной жизни в семье и обществе, снижение риска повторного заболевания, во многом зависят от отношения человека к болезни, его душевного состояния, воли, активной позиции, направленной на борьбу с недугом.

3. Особенности семьи, имеющей ребенка с особенностями развития.

Это направление разрабатывается коллективом сотрудников ИППиПа. д.м.н. Цейтлин- В.Я. заслуженный работник здравоохранения РФ, заведующий отделением реабилитации Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, Фисун Е.В. психолог, системный семейный психотерапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, член Европейской ассоциации психотерапевтов. Барчина Е.Т. психолог, специалист в области песочной терапии и индивидуального консультирования детей и взрослых,член Российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи, сотрудник кафедры Психологического консультирования и общей психотерапии ИППиП.(список публикаций см. в списке персоналий преподавателей ИППиП).

Тема детей, страдающих различными отклонениями в развитии, является одной из важнейших в рамках научно-практических разработок сотрудниками ИППИПа. Она разрабатывается как научно-практическая с направленностью на изучение практических приемов и методов работы с семьями, в которых растут такие дети. Исследования и практическая работа, проводимая в клиниках и на базах практик направлены на интеграцию теоретических подходов в области семейной психологии и психотерапии и практических навыков работы со специальными детьми в семьях и в условиях стационаров. Интегрированный подход в работе с такими детьми предполагает наличие определенной динамики семейной системы, приводящей к появлению у детей определенного образа нарушения поведения и социальной дезадаптации. С этим связано дальнейшее развитие различных симптомов нарушений динамики семейной жизни, таких, как нарушения границ супружеской подсистемы, снижение эффективности родительского контроля. Выстраивание границ между подсистемами способствует повышению эффективности родительских воздействий и улучшению деятельности всей системы семьи. Практика работы с такими семьями и детьми показала, что самым главным критерием результативности такой работы является отсутствие повторных жалоб и госпитализаций.