Вы здесь

Зоология и сравнительная психология

Описание программы: 

Программа «Зоопсихология и сравнительная психология» будет интересна психологам, биологам, педагогам, ветеринарным врачам, а также специалистам, решающим прикладные задачи формирования и коррекции поведения животных в области зоопсихологии, когнитивной этологии, смежных областях психологии и биологии. 

На занятиях слушатели познакомятся:  
•    с историей и современным состоянием изучения сравнительно-психологических аспектов когнитивных способностей животных; 
•    методологическими основаниями, базовыми парадигмами  и методами исследования основных мировых научных школ в этой предметной области; 
•    с возможностями и ограничениями использования парадигмы сравнительных филогенетических исследований для экспертных заключений
•    планированием научно-экспериментальной и практической работы, включающей сравнительно-психологические аспекты изучения поведения и психики человека и животных.  

Во время обучения студенты усвоят основные понятия зоопсихологии, познакомятся с классическими эмпирическими исследованиями, научатся ориентироваться в классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных. Смогут анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствием, а также организовывать и проводить наблюдения за поведением животных. 

Более того, участие в программе поможет овладеть понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных, научит организовывать и проводить наблюдения за поведением животных, объяснения поведения животных и его нарушений, опираясь на изученный материал.

Стоимость - 12 500 руб.
Структура программы
×

Введение
Тема 1. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. Антропоморфизм и его причины. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия.
Тема 2. Различные направления и подходы к изучению поведения животных. Этология, бихевиоризм, основные парадигмы, понятия, возможности и ограничен.
Тема 3. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и наук о поведении животных.

Возникновение психики и критерии психического; стадиальные и уровневые концепции  развития психики
Тема 1. Основные подходы к решению вопроса  о зарождении психики в эволюции (панпсихизм, антропопсихизм и др.).
Тема 2.  Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни.
Тема 3. Критерии психического.
Тема 4. История представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов).
Тема 5. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри.

Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных 
Тема 1. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Подражание, социальное научение, «культура у животных» (аллеломиметическое поведение и имитационное научение).
Тема 2. Развитие манипуляционной активности.
Тема 3. Поведение в ситуациях «новизны». Факторы, определяющие пластичность поведения. Зависимость поведения в ситуациях новизны от смысловых контекстов осуществления деятельности.
Понятие эффордансов.
Тема 4. Групповой образ жизни. Сложные формы группового поведения, приводящие к поддержанию структуры группы.  Гипотеза «социального интеллекта». Социальное маневрирование, способность животных к оценке знаний и намерений других особей («theory of mind»), усвоение «поведенческих правил» как альтернативное объяснение.
Формы коммуникации, поддерживающие единство группы (аффилиативное поведение), ритуализация агрессивного поведения, постконфликтное урегулирование. «Примирение» как стратегия улаживания конфликтов. Формы постконфликтного поведения у разных видов животных (приматов, псовых, китообразных, копытных). Гипотеза Ф. Де Вааля об эволюционном усложнении форм постконфликтного урегулирования приматов.

Онтогенез поведения и психики животных
Тема 1. Общее представление об  онтогенезе животных. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. Влияние обогащенной и обедненной среды. Чувствительные периоды в развитии поведения и психики. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных.
Тема 2. Пренатальный (эмбриональный) период. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Эмбриональное научение и созревание. Возможности научения эмбрионов. Понятие эпигенеза, свременные представления о «родительском влиянии» на формирование будущего поведения, эмоциональной и когнитивной сфер потомков.
Тема 3. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт. Влияние условий и  особенностей раннего развития для формирования эмоиональной и когнитивной сфер у животных.
Тема 4. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. Общая характеристика развития поведения и психики. Игровой период. Концепции игры животных. Виды игр. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность.

Сравнительная психология
Тема 1.  Сравнительное изучение раннего поведения и психики детей и детёнышей человекообразных обезьян.
Эксперименты по «воспитанию» детёныша шимпанзе в «семье». Сходства и различия общего физического развития, игрового поведения, подражания, мышления у детёнышей шимпанзе, выращенных в «человеческих» условиях, и человеческого ребенка. Сходства и различия формирования эмоциональных уз, проявления эмоций у детёнышей человекообразных обезьян и детей.
Тема 2. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам.
 Тема 3. Этология человека.
Тема 4. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Особенности кооперативного поведения и коммуникации антропоидов и сотрудничества (своместно-разделённой деятельности) у людей; особенности эмцоинально-мотивационной сферы антропоидов, ограничивающие их возможности  осуществления ими совместно-разделённых видов деятельности.

Прикладные аспекты зоопсихологии
Тема 1. Содержание животных в неволе, понятие о благополучии животных, об обогащённой и обеднённой среде. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции.
Тема. 2. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи.

Программа предназначена для: 

Программа будет интересна психологам, биологам, педагогам, ветеринарным врачам, а также специалистам, решающим прикладные задачи формирования и коррекции поведения животных в области зоопсихологии, когнитивной этологии, смежных областях психологии и биологии.

Объем и расписание: 

25 академических часов по вторникам с 18.00 до 22.00 (20 марта, 27 марта, 03 апреля, 10 апреля, 17 апреля).

Начало занятий: 
20 марта 2018 года
Преподаватели: 
Место проведения: 

ул. Ярославская, 13

Узнать подробности и задать вопросы: 

+7 495 374 7134 или m@psychol.ru

Записаться или задать вопрос:

You must have Javascript enabled to use this form.