Вы здесь

Программа Венгера А.Л. «Рисуночные тесты»

Описание программы: 

Возможности рисуночных тестов невероятно широки. Не случайно они пользуются большой популярностью практических психологов во всем мире. Рисуночные тесты можно использовать для оценки психологического состояния, как детей, так и взрослых. Они помогают отслеживать прогресс психотерапии, определять уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
 
Преимущества рисуночных тестов: высокая информативность, простота в проведении, естественность, понятность и простота заданий для обследуемого, относительно малая зависимость от микрокультурных различий, легкость перехода от текста к клинической или психотерапевтической беседе.
 
Приглашаем студентов, начинающих психологов и более опытных коллег на авторскую программу «Рисуночные тесты» известного российского практического психолога, автора книги «Рисуночные тесты», профессора Венгера Александра Леонидовича.  Основная цель программы - обучение применению и интерпретации рисуночных диагностических методик.
 
На занятиях будет рассматриваться широкий спектр тем:
 

  • Теоретические основы использования рисуночных тестов
  • Инструкции к проведению рисуночных тестов
  • Оценка общего уровня умственного развития
  • Формальные показатели и их интерпретация
  • Содержательные показатели в тестах «Рисунок человека» и «Дом - дерево - человек»
  • Содержательные показатели в тестах «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных»
  • Содержательные показатели в тесте «Несуществующее животное»
  • Интерпретация особенностей поведения клиента в процессе выполнения рисуночных тестов

 
Программа предполагает большое количество практической работы, поэтому уже сразу после обучения все участники смогут использовать данный инструмент в своей работе.

Стоимость - 9 000 руб.
Структура программы
×

Тема I. Теоретические основы использования рисуночных методов

1. Достоинства и недостатки рисуночных тестов

  • Основные достоинства
  • высокая информативность
  • простота в проведении
  • «естественность», понятность и простота заданий для обследуемого
  • относительно малая зависимость от микрокультурных различий
  • легкость перехода от теста к клинической или психотерапевтической беседе.
  • Основной недостаток: относительно низкая валидность получаемых результатов.

2. Задачи и границы применимости рисуночных тестов:

  • использование рисуночных тестов в процессе консультирования;
  • использование рисуночных тестов для контроля за состоянием клиента в процессе психотерапии;
  • использование рисуночных тестов как вспомогательного метода клинической диагностики.
  • Основные ограничения в применении рисуночных тестов:
  • характер выводов (гипотезы, а не окончательные заключения);
  • необходимость дополнительных данных (других тестов, наблюдений, анамнестических сведений и т.п.).

3. Общие принципы интерпретации рисуночных тестов:

  • сопоставление рисунков обследуемого с рисунками, типичными для данного возраста;
  • использование принципа проекции при интерпретации рисуночных тестов;
  • анализ сенсомоторных коррелятов психического состояния, отражающихся в особенностях линий и в пространственной организации рисунков;
  • учет вербального и невербального поведения обследуемого в процессе выполнения методик;
  • получение дополнительных данных в ходе беседы о рисунке, учет собственной интерпретации рисунка обследуемым.

Тема II. Инструкции к проведению рисуночных тестов
Материалы для проведения рисуночных тестов (требования к организации рабочего места, бумаге, используемым карандашам, резинке).
Инструкции к тестам:
«Рисунок человека»;
«Дом – дерево – человек»;
«Рисунок семьи»;
«Динамический рисунок семьи»;
«Семья животных»;
«Несуществующее животное»;
«Красивый рисунок».

Поведение проверяющего при проведении рисуночных тестов:
ответы на вопросы обследуемого;
формы ободрения и поощрения робкого, неуверенного в себе обследуемого;
способы преодоления попыток обследуемого отказаться от выполнения задания.
Ведение протокола; фиксация вербального и невербального поведения обследуемого.

Тема III. Оценка общего уровня умственного развития
Возрастные закономерности в рисунке человека, дома, дерева:

  • детализированность рисунков;
  • способ изображения (схематический, пластический, промежуточный);
  • динамика, ракурс, перспектива.

Количественная оценка рисунка человека.
Признаки интеллектуального снижения:

  • общее снижение уровня рисунка по способу изображения и количеству деталей;
  • преобладание второстепенных деталей над основными;
  • неадекватность используемых схем.

Признаки задержки психического развития и нарушений обучаемости, связанных с органическим поражением мозга:

  • нарушения симметрии;
  • отклонения от вертикали;
  • грубое искажение пропорций;
  • неудачное расположение рисунка на листе.

Тема IV. Формальные показатели в рисуночных тестах и их интерпретация
Сила нажима на карандаш – показатель особенностей психомоторного тонуса. Повышенный, ослабленный, неустойчивый (сильно варьирующий) нажим.
Размер рисунков – показатель общего эмоционального состояния. Уменьшенный, увеличенный, сильно варьирующий размер.
Размещение рисунков на листе – показатель особенностей планирования и организации действий. Смещение рисунка вверх, вниз, в сторону от центра листа. Размещение рисунка в углу листа. Выход за границы листа.
Тщательность и детализированность рисунков – показатель отношения к заданию, некоторых личностных особенностей и особенностей психологического состояния (ригидности, импульсивности, астении). Повышенная тщательность и детализированность; большое количество разнообразных деталей; большое количество однообразных деталей; пониженная тщательность и детализированность рисунков.
Особенности линий. Линии, свидетельствующие о повышенной тревожности:

  • прерывистая, «штриховая» линия;
  • множественные линии;
  • стирания и исправления линий.

Линии, не доведенные до конца или не попадающие в нужную точку (свидетельствующие об импульсивности, иногда – об астении).
Штриховка рисунка простым карандашом – показатель тревожности, эмоциональной напряженности.
Использование цвета в тесте «Красивый рисунок» – показатель эмоционального состояния. Яркие, насыщенные цвета. Сближенные тона, использование тонких градаций цвета. Использование темных тонов. Использование, преимущественно, холодных тонов. Повышенная контрастность и напряженность цвета.

Тема V. Содержательные показатели в тестах «Рисунок человека» и «Дом – дерево – человек»
Общее впечатление от рисунка.
Основные детали:

  • в рисунке человека – голова, черты лица, туловище, руки, ноги;
  • в рисунке дома – стены, крыша, окна, дверь;
  • в рисунке дерева – ствол, ветви, листья (крона), корни (или прилегающая к ним часть ствола).

Второстепенные детали:

  • в рисунке человека – шея, кисть руки и пальцы, ступни, одежда, волосы (шапка), уши, брови, ресницы, опорная линия (земля);
  • в рисунке дома – труба, балконы, опорная линия (земля) и т.п.
  • в рисунке дерева – цветы, плоды, опорная линия (земля).

Дополнительные детали: какой-либо предмет в руках у человека, забор вокруг дома, цветок или гриб, растущий рядом с деревом, и т.п.
Варианты интерпретации основных, второстепенных и дополнительных деталей.

Тема VI. Содержательные показатели в тестах «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных»
Состав изображенной семьи в сопоставлении с реальным составом семьи обследуемого – показатель отношения обследуемого к разным членам семьи. Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке. Включение дополнительных персонажей.
Последовательность изображения членов семьи – показатель их значимости в глазах обследуемого.
Относительный размер разных членов семьи на рисунке – показатель иерархических отношений в семье.
Взаимное расположение членов семьи на рисунке – показатель особенностей внутрисемейных контактов.
Действия, выполняемые членами семьи в методике «Динамический рисунок семьи», – показатель распределения семейных ролей.
Выбор животных в тесте «Семья животных» – показатель личностных особенностей членов семьи и отношения к ним обследуемого:

  • крупные травоядные животные (слон, носорог и т.п.);
  • теплокровные хищники (волк, тигр и т.п.);
  • холоднокровные хищники (крокодил);
  • мелкие холоднокровные животные (ящерица, змея и т.п.);
  • насекомые.

Признаки гиперопеки в семейных отношениях.
Признаки конфликтов в семейных отношениях.
Признаки агрессии в семейных отношениях.

Тема VII. Содержательные показатели в тесте «Несуществующее животное»
Типология несуществующих животных:

  • животные, существующие в природе или культуре;
  • «комбинаторные» животные, построенные по стандартной схеме животного;
  • целостные животные, построенные по стандартной схеме животного;
  • человекообразные животные;
  • механические конструкции;
  • животные построенные по оригинальной схеме

Значение отдельных деталей в рисунке несуществующего животного: голова, глаза и другие органы чувств, конечности, хвост и т.п.
Интерпретация описания образа жизни животного:

  • место жизни (уединенное, недоступное; особо надежно защищенное; среда обитания – земля, вода, воздух);
  • питание (несъедобная еда – камни, стекло и т.п.; поедание людей);
  • любимые занятия животного;
  • желания («стать обыкновенным», «стать человеком», «стать красивым», «иметь друзей» и т.п.).

Признаки первичной агрессивности, невротической и защитной агрессии, боязни агрессии.
Признаки тревоги, неуверенности в себе, сниженной самооценки.
Признаки интровертности/экстравертности, нарушений общения, чувства одиночества.
Признаки недостаточной социализированности.
Признаки пограничного (невротического) состояния.
Признаки, позволяющие заподозрить психическое заболевание.

Тема VIII. Интерпретация особенностей поведения клиента в процессе выполнения рисуночных тестов
Комментарии: оценочные (позитивные или негативные), автобиографические, справочные.
Попытки отказа от выполнения задания; различные варианты мотивировки отказа.
Интерес к оценке проверяющего.
Высказывания, не относящиеся к заданию.
Невербальное поведение: проявления беспокойства, неуверенности, волнения, напряженности и т.п.

Объем и расписание: 

18 академ. часа
17 февраля (суббота) – с 11.00 до 19.00
18 февраля (воскресенье) – с 11.00 до 19.00

Начало занятий: 
17 февраля 2018 года
Условия оплаты: 

Студентам скидка - 1000 руб.

Преподаватели: 

Венгер Александр Леонидович

Венгер Александр Леонидович

Доктор психологических наук, профессор Института Практической Психологии и Психоанализа. В течение 30 лет ведет практическую работу в области психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

В 1990 - 1998 гг. - старший исследователь Международного центра по развитию учебного потенциала (г. Иерусалим, Израиль). Проходил стажировку и вел практическую работу под руководством ведущего клинического психолога Израиля, лауреата национальной премии проф. Р.Фуерштайна. 

Место проведения: 

ул. Ярославская, 13

Узнать подробности и задать вопросы: 

+7 495 374 7134 или m@psychol.ru

Записаться или задать вопрос:

You must have Javascript enabled to use this form.